В KGallery открылась выставка ретроспективы Натана Альтмана

В KGallery – новая выставка из тех, что пропустить нельзя. Это ретроспектива советского художника Натана Альтмана: сто работ из частных коллекций и петербургских музеев.

В KGallery открылась выставка ретроспективы Натана Альтмана | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

Последняя его выставка состоялась в Ленинградском союзе художников в 1969 году – Альтман был еще жив. Потому неудивительно, что большинство знает его только как автора портрета Анны Ахматовой – того самого, где она, одетая в ярко-синее платье и желтую шаль, сидит в кресле в изломанной позе. Красавица Серебряного века, женщина-вамп, сивилла, облекающая пророчества в стихи. Этого портрета на выставке нет.

Зато есть портрет, который, спорим, вы не видели никогда. Это черно-белый графический рисунок «Божий Ангел, зимним утром», сделанный Альтманом в 1914 году. Рисунок – к ее стихотворению: «Божий Ангел, зимним утром Тайно обручивший нас, С нашей жизни беспечальной Глаз не сводит потемневших...». Статная женщина, закутанная в платок и муфту, прислонилась к дереву. Она смотрит сквозь чугунную ограду набережной на скованную льдом реку. Она – словно часть пейзажа, неотделимая от Петербурга. Города, который любила всю жизнь: «А я один на свете город знаю...».

Натан Альтман познакомился с Ахматовой в Париже в 1911 году. Вновь столкнулся с ней в Петербурге в «Бродячей собаке» в «баснословном» 1913 году – последнем в череде мирных лет перед катастрофами.

Знаменитый портрет, ставший сенсацией в Петербурге, был написан в 1914-м в манере, напоминающей о кубизме. С новыми течениями в живописи художник тоже ознакомился в Париже, где жил в 1910 – 1911 годах в знаменитом приюте интернациональной богемы – доме, который назывался «Улей» (La Ruche).

Все эти искания отразились в его творчестве. Видно, как он метался от одного «изма» к другому. Вполне в духе времени. Как писал Маяковский: «Один сезон ваш бог – Ван Гог, другой сезон – Сезанн». Лучизм, кубизм, абстрактные композиции – все это есть на выставке. Как и работы, мастерски выполненные в реалистической манере.

Альтман, происходящий из бедной еврейской семьи, жившей за чертой оседлости, революцию принял. На выставке можно увидеть эскизы по оформлению массовых празднеств. Революция поначалу использовала авангард для своих целей – создания нового человека. Идеологи большевизма, включая Ленина и наркома просвещения Анатолия Луначарского, считали, что нужно преобразовать окружающую среду, а уж она-то сформирует сознание. Карт-бланш был отдан мастерам русского авангарда, искусство которых оказалось в первые годы созвучно революции. Размах грандиозный, вселенский! Художник оформил Дворцовую (переименованную в площадь Урицкого) к первой годовщине революции. Обернул колесницу богини Глории, венчающую Арку Главного штаба, в алые полотнища.

Подчеркиваю: на дворе 1918 год. Страшный. Голод, холод, разруха. А на «революционное» оформление площади ушло (как пишет художник Гриша Брускин со слов Соломона Волкова) пятьдесят тысяч (!) квадратных метров дорогого кумача. «Народ изумлялся, – добавляет он. – А Натан Исаевич пояснял: «Тогда денег не считали».

Альтман участвует в создании Музея художественной культуры в Петрограде, обучает студентов в Свободных художественных учебных мастерских, работает редактором газеты «Искусство коммуны». А еще – рисует и лепит Ленина с натуры. В 1925 году за скульптурный портрет вождя мирового пролетариата он получил золотую медаль на Всемирной выставке в Париже. Один из карандашных портретов из «лениниады» стал основой для росписи агитационного фарфора, где, как вспоминала художница Данько, «на белых блестящих блюдах горели красные звезды, серп и молот мерцали неярким фарфоровым золотом, сказочные цветы сплетались в вензель РСФСР». Тарелку с портретом Ильича и надписью «Кто не работает, тот не ест» можно сейчас видеть на выставке.

Казалось бы, у Альтмана все хорошо. И вдруг в 1928 году художник выезжает вместе с Московским государственным еврейским театром на гастроли в Европу и... зависает в Париже на семь лет. А в 1935 году, в разгар сталинских репрессий, возвращается в СССР.

Страна изменилась. Авангард задушен. Торжествует соцреализм. Тут не до экспериментов со стилями и направлениями – припечатают как «формалиста». Художник уходит во «внутреннюю» эмиграцию, концентрируясь на книжной иллюстрации и сценографии.

Прелестна выставленная в витрине обложка к книге Михаила Зощенко «Умные животные» – лошадка, обезьяна, кот и свинка, собравшиеся вокруг стола, очеловечены, каждый из них обладает своим характером, особой пластикой. Есть здесь и виртуозно выполненные черно-белые рисунки к «Басням» Крылова, созданные в начале 1940-х. И в 1937-м — образы к гоголевским «Петербургским повестям».

В столице СССР жить было особенно опасно и неуютно. Ушли из жизни многие, с кем он общался, работал. Замучили и расстреляли Мейерхольда, убили Михоэлса, покончил с собой Маяковский. Вы увидите карандашные портреты Михоэлса, сделанные художником при жизни режиссера. И живописный портрет Маяковского – большеглазого, в щегольском песочного цвета костюме и модном кепи. Словно парижанин («Я хотел бы жить и умереть в Париже, если б не было такой земли – Москва!»).

Альтман решается на переезд в Ленинград, надеясь, что вдали от столицы будет спокойнее. Здесь со своей третьей женой – красавицей Ириной Щеголевой он поселяется в так называемом Доме специалистов, выстроенном в конце 1930-х годов в стиле «сталинский ампир». Пейзаж, датированный 1952 годом, на котором изображен этот дом, фасадом выходящий на Лесной проспект, словно предвосхищает «оттепельную» живопись с ее романтическим оптимизмом. Все залито солнцем, везде зелень – и внизу, на газонах, и на балконах.

В эти годы Альтман работает в ленинградских театрах. Особое место в творчестве художника занимало сотрудничество с Григорием Козинцевым. Он оформлял его шекспировские спектакли в БДТ им. М. Горького и в Академическом театре драмы имени Пушкина.

На выставке много автопортретов художника. Писал он себя так же часто, как, например, Орест Кипренский – чемпион по живописному «селфи». Альтман обладал эффектной запоминающейся внешностью: высокие скулы, большие черные глаза, изогнутые дугой брови, смуглая кожа. Один из автопортретов молодого Альтмана в щегольском пиджаке висит сейчас в КGallery рядом с зеркалом в барочной золотой раме (на снимке) и отражается в нем. Именно так – с зеркалом – он висел много лет в сталинском доме на Лесном проспекте. В галерее воссоздали эту экспозицию.

Другой автопортрет – скульптурный, в шляпе, – предоставлен Русским музеем. Он помещен в зеркальную инсталляцию – дробится на множество отражений. Хорошая аллегория для художника, который был столь многолик в своем творчестве.

Он до старости был очень элегантен и обладал каким-то нездешним шармом. Вот как вспоминает о нем искусствовед Эраст Кузнецов в своей статье «Старик Альтман», опубликованной в «ПТЖ»: «Весь он был какой-то не наш. Со своим диковинным – то ли еврейским, то ли парижским – акцентом, с именами из недавней истории искусства, которые он произносил так, словно речь шла о соседях по лестнице или о его коллегах по секции художников театра и кино Союза художников («Володя, – упомянул он как-то и пояснил, ощутив мое недоумение: – Маяковский»), с совершенно экзотическим по тем временам опытом длительной зарубежной жизни и некоторыми привычками, вынесенными из этого опыта, – вплоть до манеры вместо галстука повязывать шарфик под рубашку (каюсь, именно у него я позаимствовал эту привычку)».

Натану Альтману повезло дожить до старости и умереть своей смертью. Ему простили и «формализм», и Париж. Может быть, потому, что он писал Ленина с натуры? Художник умер в 1970 году. Он упокоился на кладбище в Комарове неподалеку от могилы Анны Ахматовой.

#выставка #художник #искусство

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 71 (6909) от 22.04.2021 под заголовком «Натан Альтман – во множестве отражений».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?