В Союзе художников Петербурга открылась выставка «Стена-30»

В Большом зале Союза художников Петербурга открылась выставка «Стена-30», посвященная тридцатилетию секции монументального искусства. Тон на ней задает станковая живопись.

В Союзе художников Петербурга открылась выставка «Стена-30» | РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Понятно, что подобные проекты всегда заведомо эклектичны. Художники не могли показать работы, созданные в интерьерах частных и общественных зданий. Они представлены фотографиями. И сразу бросается в глаза, что реализованные росписи, мозаики и другие виды монументального искусства в отрытых пространствах датируются 1960 – 1980-ми годами. Только декоративные скульптуры, созданные для сквера Андрея Петрова на Каменноостровском проспекте (коллективом во главе с Александром Добровольским), относятся к 2006 году. Они также показаны с помощью фотоснимков.

На вернисаже монументалист Виктор Татаренко вспоминал, что первая выставка будущих членов секции состоялась в 1988 году в Центральном доме художника (Москва), для живого автора это было самое престижное место в стране. Через год состоялся показ в Ленинградском дворце молодежи. В том проекте участвовал театр «Дерево» Антона Адасинского, тогда только созданный и никому не известный. С 1994 года монументалисты стали устраивают выставки в своем доме на Большой Морской улице, 38.

Новый российский капитализм привел к росту строительства жилья. Монументалисты, больше не связанные догмами соцреализма, рассчитывали на востребованность. Но надежды быстро исчезли. Экономика строек требовала и требует самых дешевых квадратных метров.

Художники не опустили руки. С 2007 года выставки проекта «Стена» проходят в режиме биеннале. Нынешняя – восьмая. Четыре показа петербургских монументалистов состоялись в Смольном соборе. И каждый раз речь шла о необходимости монументального искусства в открытых городских пространствах. В кулуарах выставки «Стена-30» такие разговоры тоже были.

В последние годы, кроме дискуссий на выставках, состоялось несколько «круглых столов» с участием профильных чиновников. Основным мотивом у художников была невостребованность профессионалов, готовых творить по первому призыву.

Как пояснил для «Санкт-Петербургских ведомостей» Алексей Моор, главный художник города, предлагать в историческом центре на открытых пространствах росписи брандмауэров – дело безнадежное. Законы не позволят их согласовать. Что касается новостроек, то там будет другая проблема – бремя содержания фрески, мозаики, барельефа и т. д. ляжет на собственников жилья. Сложно ожидать, что они с восторгом примут на себя дополнительные расходы. По мнению Моора, правильная стратегия для монументалистов – искать своего архитектора, который изначально «встроит» произведения художников в свой проект. Понятно, что последнее слово остается за заказчиком строительства.

А что станковая живопись монументалистов? Картинами «Красное кафе» и «Цирковое представление» порадовала ветеран цеха Валентина Анопова. Сюжеты просятся на большую стену. Так же как и яркая абстракция Ивана Несвитайло «Ночной праздник». Для рассматривания в выставочном зале предназначены зимний пейзаж «В парке» Елены Евсиной и серия «Двое» Станислава Евграфова.

Ироничный и неунывающий персонаж на картине «Играющий на гармонике» Сергея Калачева мог бы стать эмблемой «Стены-30».

#выставка #союз художников #искусство

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 70 (6908) от 21.04.2021 под заголовком «У прохожих на виду».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?