В КGallery открылась выставка ленинградских пейзажей

Новая Голландия, Сенатская площадь с «Медным всадником», Исаакий, Александровский сад, Дворцовая площадь... В пасмурный сентябрьский день я специально выбрала такой длинный путь в КGallery на Фонтанке, где открылась выставка Николая Лапшина, – чтобы сравнить Петербург 2021 года с довоенным Ленинградом, изображенным на его пейзажах.

В КGallery открылась выставка ленинградских пейзажей | Николай Лапшин. «Банковский мост». / ФОТО АВТОРА

Николай Лапшин. «Банковский мост». / ФОТО АВТОРА

Выставка в KGallery небольшая, камерная. Акварельные пейзажи 1937 – 1940 годов после смерти Николая Лапшина хранились у художницы Милицы Чарнецкой. Впоследствии ее собрание оказалось у петербургского архитектора и собирателя графики Алексея Журавлева. Работы, которые показываются сегодня, были приобретены у него KGallery в 2015 году.

Помнится, что «Зимняя канавка», «Мост через Фонтанку» и «Новая Голландия» демонстрировались на выставке «Три петербургские коллекции» в Русском музее в 2019 году. Остальные работы показываются широкой публике впервые.

Судьба художника и человека типична для многих людей, родившихся на переломе веков и социальных формаций. Жизнь начиналась в Санкт-Петербурге, столице Российской империи, а закончилась в Ленинграде, в СССР. Николай Лапшин всю жизнь скрывал свое происхождение – отец был купцом 2-й гильдии. Способности к рисованию проявились у мальчика в раннем детстве.

В искусство Лапшин вошел в 1910-х годах, когда бурно развивался авангард. Многочисленные «измы» сменялись с молниеносной быстротой. Лапшин был членом сообщества «Квартира № 5». Здесь, под предводительством искусствоведа Николая Пунина, творилось новое искусство.

Лапшин много работал в книжной графике, сотрудничал с издательством «Молодая гвардия», был редактором журнала «Еж». Однажды, вернувшись из отпуска, обнаружил, что его отовсюду уволили. Шел 1931 год. Куда идти, где искать работу, как жить? Выручало преподавание, но все равно денег катастрофически не хватало. Тогда он решил участвовать в конкурсе, который проводило среди иллюстраторов американское издательство. Сидя в деревне, Лапшин создал 200 рисунков к книге «Путешествие Марко Поло». И получил первую премию, обойдя 400 конкурентов, – 2500 долларов.

Важным событием стало его знакомство с искусством французского художника Альбера Марке. Впервые Лапшин увидел его работы в Петербурге на выставке 1912 года «Сто лет французской живописи». И попал под обаяние.

«Мы увлекались «французами» и всей культурой живописи. Просматривали массу иллюстрированного материала, выписывали журналы, а Лебедеву удалось выписать много книг из-за границы. Н. А. Тырса заботливо выписал мне через Дом ученых книгу о Альбере Марке. Чудную книгу, которая еще больше утвердила меня в своей любви к этому художнику», – писал Лапшин в автобиографии.

Искусствовед Лев Мочалов, посвятивший немало исследовательских работ феномену ленинградского пейзажа 1930 – 1940-х годов, говорит о «третьем пути» в советском искусстве. Первый – примкнуть к социалистическому реализму, второй – оставаться верным авангарду и пребывать в опале, а третий – свернуть с магистральных путей на тихую тропинку пейзажа – лирического, камерного. «Как типичные мастера «третьего пути», и Лапшин, и Гринберг, и Ведерников ищут не изобретения чего-то невиданного, а тонкости выражения», – писал он.

Николая Лапшина, его друга Александра Ведерникова, Владимира Гринберга часто называют «советскими маркистами». Иногда я думаю, что если бы не «железный занавес», они могли бы поехать в Париж и познакомиться с Марке лично. Ведь жили в одно время, Марке умер в 1947-м. Не случилось.

«В дождь Париж расцветает, Точно серая роза...» – писал Максимилиан Волошин о пейзажах Марке. Подобно Парижу, Ленинград, Петербург особенно хорош в пасмурную погоду, будь то туман, дождь или мокрый снег.

Солнечных пейзажей Ленинграда у Лапшина я не видела (хотя, наверное, они есть). Царит серый во всех оттенках и нюансах – от свинцового, сизого, «голубиного крыла» до белесого, с перламутровым отливом. В зимних пейзажах, естественно, преобладает белый – и тоже восхищаешься богатством тонов. На этом фоне вырисовываются силуэты знаковых для города зданий, домов, мостов, всегда нечетких, чуть размытых. И фигурок людей. Город у него – не застывший в своем величии, как, например, у Остроумовой-Лебедевой, а живой. В этих прекрасных декорациях проходит маленькая, мимолетная жизнь множества людей.

На акварельных пейзажах Лапшина черные фигурки даны силуэтами – гуляют по набережным Невы, смотря на корабли, бегут в зимний день по мокрому снегу, спешат, не замечают красоты. Люди как люди и жизнь вроде как жизнь, но мы-то смотрим на них с высоты прошедших лет и знаем, какие испытания предстоят им впереди, совсем скоро. Кто-то погибнет на фронте, кто-то сгинет в сталинских лагерях, а кто-то, как художник Николай Лапшин, умрет в блокадном Ленинграде от голода... Умрет 24 февраля 1942 года, успев оплакать жену, ушедшую на месяц раньше, в квартире на набережной Мойки, глядя в окна которой так часто писал пейзажи, улавливая смену времен года, освещения, настроения.

До эвакуации на Большую землю оставалось всего несколько дней. Но вряд ли это его спасло бы – силы уже иссякли.

Выставка продлится до 31 октября.

#выставка #картины #художник

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 178 (7015) от 23.09.2021 под заголовком «Мой друг Николай Лапшин».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?