В Главном штабе открылась выставка работ из венецианского стекла

В десяти залах Главного штаба – Большой и Надворной анфиладах, Белом и Красном залах развернута выставка «Glasstress. Окно в будущее». Это совместный проект Эрмитажа и студии Беренго в Венеции.

В Главном штабе открылась выставка работ из венецианского стекла | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Знаменитому венецианскому стеклу не пошла на пользу туристическая привлекательность Венеции. Большая часть стекла, которое охотно покупают туристы, производится не на острове Мурано – в знаменитом центре стекольного дела, а далеко за пределами Италии, в основном в Азии.

В 2009 году студия Беренго открыла новую страницу в истории современного муранского стекла, основав проект Glasstress. Благодаря ему более трех сотен художников, дизайнеров, архитекторов, живописцев воплотили самые разные образы в стекле при помощи стеклодувов Мурано. Замысел произведения поступает от художника к мастеру, тот предлагает технологию воплощения в материале. Определяются порядок совместной работы и степень вовлеченности автора идеи в технологический процесс. Финальный результат одобряет художник.

Более десяти лет проект сопровождает Венецианскую биеннале, показывает Glasstress в разных странах мира, представляя уникальное мастерство стеклодувов XXI века, основанное на искусстве художников прошлых столетий. В 2015 году в Венеции в палаццо Кавалли-Франкетти, в рамках параллельной программы 56-й Венецианской биеннале современного искусства, была показана выставка Glasstress 2015 Gotika, организованная Эрмитажем совместно со студией Беренго. Она демонстрировала специально отобранные произведения в стиле готики и неоготики из собрания музея, в диалог с которыми вступали работы, созданные современными художниками в стекле на острове Мурано. Тогда же возникла идея показать проект в Петербурге.

Новая выставка объединила больше пятидесяти произведений. Среди ее участников известные мастера. Можно увидеть произведения, выполненные Ильей и Эмилией Кабаковыми, Джейком и Диносом Чепменами, Жауме Пленсой, Яном Фабром, Хансом Оп де Беком, работы которых демонстрировались на выставках в Эрмитаже.

Пространство Главного штаба вместило миниатюрные скульптуры, масштабные инсталляции, многометровые люстры и даже видеоарт. В каждой работе так или иначе присутствует муранское стекло. Художники из разных стран, принадлежащие к разным поколениям, осмысляют современные социальные процессы, исторические события, личный опыт, особенности и философию нового для многих авторов материала. Стоит внимательно читать аннотации.

Стекло2_С.jpg

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

«Вместилище мыслей» китайского художника Инь Сючжэнь – яркие стеклянные сосуды, теснящиеся в книжном шкафу. Илья и Эмилия Кабаковы с помощью муранских стеклодувов воссоздали работу «Человек, перелезающий через стену», также известную как «Вечный эмигрант».

Работа испанца Жауме Пленсы «Не видеть зла, не слышать зла, не говорить о зле» отсылает к всемирно известному восточному изображению трех мудрых обезьян. Художник намеренно меняет головы приматов на лик юной девушки, желая создать иную символическую интерпретацию.

Инсталляция китайца Ай Вэйвэя «Черная люстра из муранского стекла» – сложный объект из стеклянных черепов, скелетов, костей животных, внутренних органов и частей крабов. Это размышления художника на тему взаимоотношений человека с природой, влияния на животный мир и туманного будущего человечества. С 2017 года художник в сотрудничестве со студией Беренго создает огромную черную люстру высотой 9, шириной 6 метров из тысячи деталей, изготовленных вручную. На завершение проекта уйдут годы. На выставке в Эрмитаже демонстрируется уменьшенная авторская копия.

На создание «Вавилона» француженку Жоану Вашконселуш вдохновили роскошные люстры венецианских палаццо. Множество длинных вязаных щупалец, пересекающихся друг с другом, расшиты бисером и стеклянными шариками, пронизаны десятками светодиодных ламп, переплетаются с крупными круглыми элементами из муранского стекла. Кружевной организм захватывает стеклянную конструкцию люстры и превращает ее в невероятный висячий сад, к которому и отсылает название работы.

#Главный штаб #выставка #Эрмитаж #музей

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 176 (7013) от 21.09.2021 под заголовком «Хрупкий Вавилон из Венеции».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?