В Капелле представили программу «Медленная музыка»
Пианистка Полина Осетинская, дирижер Теодор Курентзис и оркестр musicAeterna представили в зале Академической капеллы программу «Медленная музыка».

ФОТО: Public Domain
Боготворящий искусство оперы, Курентзис видит и в симфонической музыке возможность побыть не только дирижером, но и режиссером, управлять не только оркестром, но и залом. Ему всегда немного тесно в интерьерах филармонических залов, ему всегда хочется преображений, превращений, трансформаций. «Медленная музыка» предоставила ему такой шанс сполна.
С недавних пор musicAeterna выпускает к своим концертам сопроводительные буклеты удобного карманного формата, где можно найти лаконичные аннотации к исполняемой музыке. В этот раз количество статеек равнялось девяти номерам концерта — девяти медленным частям фортепианных концертов от Баха до Шостаковича. Исполнительский дебют этой программы состоялся в 2015 году. Ее сочинили пианист Антон Батагов и маэстро Курентзис для Дягилевского фестиваля в Перми.
Эксперимент заключался в подборке медленных частей из классических фортепианных концертов, представивших своеобразную мировую апологию элегии, ноктюрна, сицилианы. В них концентрируется тот самый медленный темп, преимущественно Andante — темп спокойного шага, или Adagio. Здесь композиторы стремятся остановить время, дать волю неспешному философствованию, позволяя себе и слушателям поразмышлять о покое и душевном равновесии, о бескрайности и бездонности человеческих чувств.
Батагов и Курентзис не только соблюли темповый принцип, но и позаботились о тональном родстве частей. Получилось нечто, похожее на бесконечную мелодию, перетекающую из века в век. Начали с Баха — с Adagio Третьего концерта для клавира с оркестром, переложения его же знаменитого скрипичного концерта. Темп каждого шага в нем, так тщательно поддерживаемого «идущим» аккомпанементом оркестра, — темп Христа, шествующего на Голгофу. Здесь «ноги» оркестра еще идут по земле, а душа — строчка фортепианного солиста — уже стремится на небо. Полина Осетинская вела голос сольной партии, рождая ее из линии струнных, демонстрируя в звуках идею искупления одним человеком грехов тысяч людей. Оркестр пел свою партию как тихий скорбный хор.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 85 (7168) от 16.05.2022 под заголовком «Медленно и запредельно тихо».
Материалы рубрики
В Петербурге с успехом выступила женская арт-группа SOPRANO
Первое концертное выступление Андреевского оркестра народных инструментов прошло 135 лет назад
В Капелле пройдет фестиваль «Невские хоровые ассамблеи»
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии