В Капелле представили программу «Медленная музыка»

Пианистка Полина Осетинская, дирижер Теодор Курентзис и оркестр musicAeterna представили в зале Академической капеллы программу «Медленная музыка».

В Капелле представили программу «Медленная музыка» | ФОТО: Public Domain

ФОТО: Public Domain

Боготворящий искусство оперы, Курентзис видит и в симфонической музыке возможность побыть не только дирижером, но и режиссером, управлять не только оркестром, но и залом. Ему всегда немного тесно в интерьерах филармонических залов, ему всегда хочется преображений, превращений, трансформаций. «Медленная музыка» предоставила ему такой шанс сполна.

С недавних пор musicAeterna выпускает к своим концертам сопроводительные буклеты удобного карманного формата, где можно найти лаконичные аннотации к исполняемой музыке. В этот раз количество статеек равнялось девяти номерам концерта — девяти медленным частям фортепианных концертов от Баха до Шостаковича. Исполнительский дебют этой программы состоялся в 2015 году. Ее сочинили пианист Антон Батагов и маэстро Курентзис для Дягилевского фестиваля в Перми.

Эксперимент заключался в подборке медленных частей из классических фортепианных концертов, представивших своеобразную мировую апологию элегии, ноктюрна, сицилианы. В них концентрируется тот самый медленный темп, пре­имущественно Andante — темп спокойного шага, или Adagio. Здесь композиторы стремятся остановить время, дать волю неспешному философствованию, позволяя себе и слушателям поразмышлять о покое и душевном равновесии, о бескрайности и бездонности челове­ческих чувств.

Батагов и Курентзис не только соблюли темповый принцип, но и позаботились о тональном родстве частей. Получилось нечто, похожее на бесконечную мелодию, перетекающую из века в век. Начали с Баха — с Adagio Третьего концерта для клавира с оркестром, переложения его же знаменитого скрипичного концерта. Темп каждого шага в нем, так тщательно поддерживаемого «идущим» аккомпанементом оркестра, — темп Христа, шествующего на Голгофу. Здесь «ноги» оркестра еще идут по земле, а душа — строчка фортепианного солиста — уже стремится на небо. Полина Осетинская вела голос сольной партии, рождая ее из линии струнных, демонстрируя в звуках идею искупления одним человеком грехов тысяч людей. Оркестр пел свою партию как тихий скорбный хор.


#музыка #концерт #Капелла

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 85 (7168) от 16.05.2022 под заголовком «Медленно и запредельно тихо».


Комментарии