В Шереметевском дворце представили музыкальные инструменты эпохи барокко

В день открытия экспозиции «Музыкальные инструменты эпохи барокко» в Шереметевском дворце — Музее музыки была метель. Сквозь летящие белые хлопья мокрого снега старинный дворец XVIII века казался прекрасным призраком прошлого.

В Шереметевском дворце представили музыкальные инструменты эпохи барокко | Фото предоставлено пресс-службой Театрального музея

Фото предоставлено пресс-службой Театрального музея

Музей выставил 150 инструментов из своей коллекции. Есть среди них раритеты работы известных мастеров — Амати, Тильке, Оттетер… Как сказала директор Музея театрального и музыкального искусства Наталья Метелица, это «150 инструментов дивной красоты, доносящие до нас знания и наслаждения минувших эпох».

Гитары, цистры и мандолины расположились напротив витрины с лютнями и архилютнями. Отдельная витрина посвящена семейству виол. Рядом с популярными в эпоху барокко деревянными инструментами — флейтами, гобоями, фаготами, серпентами — разместились колесные лиры.

Владимир Кошелев, хранитель коллекции музыкальных инструментов Шереметевского дворца, продемонстрировал журналистам звучание блок-флейты, сыграв «Кошачью алеманду». Это флейта продольная, то есть похожая внешне на дудочку, она считается одним из самых древних музыкальных инструментов. В конце XVII века ее стала вытеснять поперечная флейта, конструкцию которой усовершенствовал французский мастер Жак Оттетер — он работал при дворе короля Людовика XIV, затем — при Людовике XV. Оттетер был вундеркиндом. Он с детства учился музыке и к 15 годам стал, как сказали бы сейчас, мультиинструменталистом: играл на гобое, флейте, фаготе, блокфлейте, скрипке, клавесине, контрабасе… К тому же сочинял музыку.

Флейты его работы — большая редкость, в коллекции Музея музыки в Шереметевском дворце они есть, их можно увидеть. И услышать. Путеводителем по экспозиции служит мультимедийный тур. На сенсорном экране можно выбрать интересующий экспонат, узнать его историю, услышать звучание современных реконструкций старинных инструментов, а в некоторых случаях и уникальные записи, сделанные на инструментах из музейного фонда.

Особого внимания заслуживают клавишные инструменты коллекции. Среди них есть настоящие раритеты. Например, спинет (разновидность клавесина), датируемый 1532 годом. А такого собрания пошеттов — миниатюрных скрипок для учителей танцев в дворянских семьях — нет ни в одном музее мира.

Каждый инструмент индивидуален. Есть настоящие редкости и шедевры, украшенные резьбой, перламутровой инкрустацией, росписью. Центральное место в экспозиции занимает трехмануальный клавесин, «душа» барочного оркестра. Небесно-голубой, с золочением, он украшен росписью с цветочными мотивами. Выглядит так, как будто на нем играют ангелы.

Инструменты будут жить в Старой зале Шереметевского дворца. Когда‑то здесь располагался танцевальный зал, проходили музыкальные вечера и спектакли домашнего театра графа Шереметева. Именно здесь звучали привезенные из Европы инструменты, подобные тем, что представлены в экспозиции. 14 февраля 1797 года знаменитая крепостная актриса Прасковья Жемчугова в этом зале пела и играла на арфе для семьи Павла I.

Экспозиция интересно оформлена (спасибо дизайнерам Андрею Пазгалеву, Юрию Сучкову и Сергею Милашу). Старинные инструменты представлены в огромных стилизованных витринах — плавно изогнутых, барочных. Система зеркал, размещенных внутри, дает возможность увидеть инструменты во всей красе, со всех сторон, в мельчайших деталях, но как бы сквозь дымку времени и памяти туман: зеркала особенные, искусственно состаренные.

Между витрин — «окна», в которых мы видим силуэты людей в нарядах XVIII века, завитых париках. Словно призраки тех, кто когда‑то обитал в этом дворце, явились, привлеченные звуками музыки.


#музей #выставка #музыкальные инструменты

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 67 (7150) от 14.04.2022 под заголовком «Музыка сквозь века».


Комментарии