В Капелле исполнили оперы Ольги Петровой

«Три страшно-грустно-веселых вокальных цикла» для детей и опера-учебник «Мы но ты» Ольги Петровой были исполнены в Академической капелле Мананой Гогитидзе, Елизаветой Белоусовой и Музыкальным театром детей Марины Ланды в сопровождении камерного оркестра Санкт-Петербургской консерватории под управлением Аркадия Штейнлухта.

В Капелле исполнили оперы Ольги Петровой | ФОТО: Public Domain

ФОТО: Public Domain

Детям сегодня живется ненамного слаще, чем взрослым. Их тоже ежедневно окружают потоки тревожных новостей, им тоже на свой лад приходится переживать и осмыслять происходящее, видеть «застрессованных» родителей и задаваться непростыми вопросами. Музыкальные театры в прежнем режиме поддерживают маленьких зрителей и слушателей, методично следуя планам сезона. В «Зазеркалье» даже предложили родителям, не имевшим QR-кода, приводить детей и оставлять на время спектакля под присмотром работников театра.

Но все равно нельзя сказать, что театральная индустрия для детей процветает. Она как будто на периферии, и поддерживает ее горение энтузиастов. О чем говорить, если театр «Карамболь», специализирующийся на спектаклях для семейного просмотра, где дети играют наравне с профессиональными певцами, уже много лет не может получить давно обещанное новое здание.

Разве что в детской литературе недостатка нет, особенно если вспоминать времена книжного дефицита в перестроечное время. Сегодня книг для детей море разливанное на все вкусы и кошельки...

Дневной концерт в Капелле показал, что у петербургских композиторов в закромах тоже собраны залежи музыкальной литературы для ребят. На ней могут вырасти не только толковые слушатели, способные воспринимать современную музыку, но и люди пытливые, наделенные богатым воображением и чувством юмора.

Композитор Ирина Цеслюкевич не случайно выбрала польских поэтов для написания цикла «Стоножка». Юлиан Тувим с его «Паном Трулялинским» и «Слоном Хоботовским» и Ян Бжехва, автор известной киносказки об Академии пана Кляксы с его «Дырками в сыре» и «Про стоножку», – идеальные поэты для работы с тонкостями и нюансами детской психологии. «Футболисты-трулялисты и шоферы-трулялёры» как будто сами собой ложатся на музыку, мгновенно обнаруживая ритмические и интонационные эквиваленты, бодрую, сверкающую оркестровку, подпрыгивающий характер мелодии.

Такая задорная и колоритная исполнительница, как Манана Гогитидзе, прекрасно умеет обживать каждое слово. А «Слон Хоботовский» неожиданно получил для своего выхода нежный, совсем не слоновий вальсочек. «Дырки в сыре» нашли себе размер почти оперной сцены, в которой выигрышно смотрелся и слушался дуэт Мананы и ее коллеги по спектаклям в петербургском Театре музкомедии Елизаветы Белоусовой.

Все эти стишки просились быть поставленными и оформленными в красочный спектакль, для которого нужны уже совсем другие средства. «Маленькие трагедии» у Ольги Петровой – почти Шекспир в миниатюре для детей. Все эти свинки, Мэри, Джеки, очаровательные и беззащитные в своей фирменной английской меланхолии, стали импульсом для композиторской фантазии. Здесь и присвисты, и бульканья английских болот, и шорохи британских туманов, и тремоло причудливых и мистических, с каплей готического ужаса сновидческих пейзажей. А фраза «спешит ему заклеить рот коричневой бумагой», где на слове «коричневой» был сделан устрашающий акцент, была обращена уже как будто совсем не к детям, а к сопровождавшим их взрослым, к их исторической памяти про «коричневую чуму».

Придворные барочные фанфары в песне о трех королевских дочках, живущих в бочке, живо нарисовали в воображении мир британской монархии. Все гениальное просто, говорила, точнее, пела нам своей музыкой Ольга Петрова, дочь народного любимца композитора Андрея Петрова, начиная почти каждую из шести песенок-трагедий с трезвучной основы.

Дети Музыкального театра Марины Ланды очень пригодились в «Страшных песнях для маленьких детей» Ирины Цеслюкевич, разыгрывая потешки про дедушку Егора, который едет из-за гор, про Козла и убаюкивая друг друга теплой «Колыбельной».

Опера «Мы но ты», заполнившая все второе отделение, конечно, требовала иной подготовки, иного количества репетиций и иной спетости и сыгранности. Хотя камерный оркестр Санкт-Петербургской консерватории от начала до конца был на своем месте, старательно выводя штрих за штрихом, такт за тактом. Ольга Цехновицер написала милое либретто дидактической музыкальной сказки о том, что в стране, которая открывается скрипичным ключом с помощью правильного порядка слов в заклинании о крещендо и диминуэндо, можно найти решение многих неразрешимых в этой жизни проблем.

Вспомнились «Хроники Нарнии», а именно уход детей в фантастический мир через дверцы шкафа в момент, когда дочки вместе с папой отправились на поиски мамы в спасительную психотерапевтическую Страну музыки.

И современные дети оказываются во власти сказочной стихии, им можно смело рассказывать и о легато, и о стаккато, и о форте, и о пиано даже самым сложным оперным языком.


#опера #капелла #концерт

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 225 (7062) от 01.12.2021 под заголовком «Скрипичный ключ от музыкальной страны».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?