В Исаакиевском соборе представили программу «Музыка не для хора»

В Исаакиевском соборе состоялась премьера программы, которой было предпослано именно такое название – «Музыка не для хора». С ней выступил Концертный хор Санкт-Петербурга, которому нынче исполняется 30 лет.

В Исаакиевском соборе представили программу «Музыка не для хора» | ФОТО Евгения МОХОРЕВА предоставлено Концертным хором Санкт-Петербурга

ФОТО Евгения МОХОРЕВА предоставлено Концертным хором Санкт-Петербурга

В православных соборах, хоть они и являются официально музеями, использование музыкальных инструментов запрещено. Таковы правила, с которыми приходится считаться. Руководителю хора заслуженному артисту России Владимиру Беглецову пришла замечательная идея создать программу из переложений для хора a cappella известнейших произведений разных эпох, сочиненных для клавира, оркестра, для музыкального театра, из популярных хитов групп The Beatles и Queen... Получилась уникальная панорама видений, рожденная рукой мастера, творящего здесь и сейчас. Поэтому «Панорама» из «Спящей красавицы» Петра Ильича Чайковского, прозвучавшая почти в самом начале концерта, обрела полноту художественного символа. 

А открывался концерт впечатляющей увертюрой – Имперским маршем Уильямса из музыки к «Звездным войнам». Очень точно были сымитированы раскаленное звучание духовых и дробь ударных. Мощь хорового tutti (и не подумаешь, что поет камерный хор) впечатлила не менее чеканной, почти инструментальной артикуляцией. Это умение преподносить как на ладони каждый звук в любом темпе и в любых динамических условиях – одно из неоспоримых достоинств хора. Оно еще раз напомнило о себе в феерическом исполнении «Полета шмеля» Римского-Корсакова. Благодаря филигранной технике и бешеному темпу жужжащий звуковой образ словно визуализировался.

Однако виртуозность не является для Беглецова целью. Большая часть композиций позволила насладиться чудесной кантиленой. Например, Адажио Барбера, где голоса сливались, как в струнном оркестре, для которого оно и было создано. 

Сюрпризом стал «Октябрь» из «Времен года» Чайковского. Пожалуй, самая оригинальная кавер-версия, выполненная фактически в джазовой манере, с усложненной синкопами и смелыми акцентами ритмикой, с интересным выбором штрихов. На фоне преобладающих прерывистых фраз – мелодические взлеты с завуалированным глиссандо (плавное скольжение от одного звука к другому. – Прим. ред.). И спето было легко, непринужденно, но как бы с чуть грустной улыбкой. Аранжировщик – Дарья Новольянцева, много лет певшая в хоре. Антон Борисов и Андрей Сторожев, чьи обработки тоже звучали в концерте, поют в нем и сейчас. 

Программа концерта была составлена так, чтобы можно было расслышать достоинства и каждой группы голосов в отдельности, и общего ансамбля, и, конечно, солистов.

Александра Репина покорила ангельским полетным сопрано и тончайшей фразировкой в Angie Джаггера – Ричардса. Меццо-сопрано Марина Егорова и Полина Андреева с почти эстрадной свободой и при этом очень нежно солировали в Imagine Леннона. Великолепен был тенор Андрей Сторожев, эмоционально, с безупречной интонацией исполнивший ведущее соло в You Take My Breath Away Меркьюри.

Владимир Беглецов как-то сказал, что если оркестр можно уподобить роялю, на котором играют разные пианисты, то хор – это скрипка Страдивари, с ней практически невозможно расстаться. Маэстро чувствует каждого певца и за долгие годы совместной работы создал абсолютно совершенный «инструмент». Его собственная дирижерская пластика настолько выразительна, что иногда кажется, если во время какой-нибудь трансляции выключить звук, музыку можно будет узнать по движению рук, по его «поющей» спине, по передвижениям, которые может позволить себе дирижер, стоящий перед коллективом не на подиуме. Беглецова можно с полным правом назвать композитором своих уникальных программ, которые он «сочиняет» с безукоризненным чувством формы.

Перед финальным бисом (Who Wants to Live Forever из репертуара Фредди Меркьюри) дирижер обратился к слушателям со словами о том, что музыка раздвигает границы и объединяет народы.

Хорошо бы исполнить эту программу на каком-нибудь из заседаний ООН...

#концерт #Исаакиевский собор #музыка

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 58 (6896) от 05.04.2021 под заголовком «Музыка не для хора в Исаакии».


Комментарии