В Инженерном доме открылась выставка «Ленинградское детство. 1920 — 1980-е»
В Инженерном доме Петропавловской крепости открыта выставка «Ленинградское детство. 1920 — 1980-е». Там можно поиграть в настольные игры, принять участие в скачках на нарисованном ипподроме, представить себя зайцем, ускользающим от серого волка, просто покатать по залу яркий мяч…
ФОТО предоставлено пресс-службой Музея истории города
Детские комнаты разных лет, школьный класс, игровая площадка (реконструкции получились уютными и очень живыми) позволяют убедиться, что во все времена девочки укладывали кукол в кроватки, готовили обеды на игрушечной плите и приглашали подруг на чаепитие. А мальчики мастерили кораблики и отправляли солдатиков (оловянных или пластиковых — не суть важно) в бой.
Можно вспомнить хорошие книжки (многие из них переиздают и сегодня): детские стихи Хармса, Чуковского, Маршака, «Республику ШКИД» Белых и Пантелеева. А кое-что даже почитать. Например, «книжку для Маринок любого возраста» или историю о «веселой двухголовке». Они были придуманы и изданы в Ленинграде в 1930-х годах.
На этой выставке много забавных, познавательных, веселых игрушек, подробностей, трогательных и даже героических историй. Но все это только один из слоев, смыслов.
Как рассказывает куратор Тамара Ковалева, экспозиция, над которой музей работал больше года, не только про детей и не только для детей (хотя им, конечно, будет тут и весело, и интересно). Она — про историю нашей страны, нашего города. Но на этот раз сотрудники Музея истории Петербурга предлагают посмотреть на нее через призму детских игр и уроков, обучения и воспитания.
«Не обижай беспризорных, не смейся над ними. Расскажи беспризорным о школе. Приведи их в школу», — записывали в тетрадь школьники 1920-х. «Дети — наше будущее, наше счастье», — гласили плакаты тех лет. «Больше самостоятельности, больше творчества!» — ждали от детей в страшном 1937-м.
Дети блокадного Ленинграда помогали тушить на крышах «зажигалки», разбирать завалы во дворах, очищать город от снега, ухаживали за ранеными, работали на заводах. В зале, посвященном Великой Отечественной войне, представлены не игрушки, а свидетельства о смерти, орденские книжки мальчиков и девочек.
А после войны государство снова обещало: «Все лучшее — детям!».
Далеко не всегда лозунги соответствовали действительности, но практически всегда находились люди, искренне и творчески воплощавшие их в реальность. Виктор Николаевич Сорока-Росинский в 1920 — 1925 годах руководил школой-коммуной имени Ф. М. Достоевского (той самой республикой ШКИД), о которой написали потом его воспитанники. По книге был снят фильм, плакат к нему тоже есть на выставке. Вот только талантливому педагогу после выхода книги запретили работать в школе.
Игнатий Вячеславович Ионин в 1919 году основал трудовую школу-колонию «Красные зори» для детей из нищих многодетных семей. Это была «школа действия», «школа-хозяйство», «школьная коммуна, строящая свою работу воспитания и обучения на основе сельскохозяйственного труда». Ионин был арестован в 1939 году, его приговорили к расстрелу, заменив высшую меру наказания 10 годами лагеря. Через два года Игнатий Вячеславович умер в лагерной больнице.
Александр Католиков, заслуженный учитель СССР, заслуженный учитель РСФСР, заслуженный учитель Республики Коми, в 1973 году возглавил агрошколу-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. О его педагогической системе напоминает плакат «Все дети наши, и мы за них в ответе»…
— Когда я сочиняла тексты к выставке, — говорит Тамара Владимировна Ковалева, — думала о том, что не надо повторять лозунги. Не надо следовать за ними. Детство было разным у каждого.
По большому счету выставка именно об этом. О том, что детство не самый легкий этап в жизни человека. Освоиться в этом мире — работа не из простых. Особенно во времена политических катаклизмов, войн, кризисов…
Громкие тезисы и забота государства далеко не всегда оборачиваются благом, но всегда находятся семьи, учителя, писатели — те, кто помогает ребенку стать взрослым. И, если получится, сохранить детское умение замечать мелочи, проживать каждое мгновение жизни, как чудо. Из тех, кому это удалось, вырастают настоящие художники, талантливые ученые, сотрудники музеев и… их посетители.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 3 (7086) от 12.01.2022 под заголовком «Про детство счастливое наше».
Комментарии