В Гродно состоялась премьера спектакля о подвиге и буднях ленинградских бойцов МПВО
Автор пьесы, Елена Семеновна Гриц, написала это литературное произведение еще в сентябре 1944 года, рассказав о том, что ей довелось пережить самой в годы блокады.

Несколько лет назад в Петербурге была опубликована первая часть блокадного дневника Елены Гриц (в замужестве Королевой), служившей во время блокады в МПВО Смольнинского района. Он был озаглавлен строчкой из ее записей: «Нет, нет и нет. Еще не время…». Когда началась Великая Отечественная война, ей исполнилось восемнадцать лет, она встретила первую любовь, мечтала стать актрисой, но жизнь распорядилась иначе…
Публикацию подготовила ученый секретарь государственного музея-заповедника «Гатчина» кандидат исторических наук Мария Кирпичникова. По ее словам, дневник — восемнадцать тетрадей, к которым были приложены фотографии, письма, документы, — попал в ее руки по цепочке друзей. И стал для нее настоящим откровением.
Своего рода «приложением» ко второй части дневника, опубликованной в прошлом году, была пьеса «Суровая жизнь», или «Суровая школа», написанная Еленой Гриц. Сюжетная линия такова: главная героиня, Люба, очень раздосадована, как и другие девушки, что вместо фронта попадает в МПВО, ведь все они хотят биться с врагом на передовой. Пьеса — о том, как девушки осознают, что без них Ленинград не выстоит, что они бойцы города-фронта, его хозяйки, ангелы-хранители… Они переживают вместе все трудности, помогают фронту и никогда не унывают. Марш МПВО в их исполнении становится настоящим гимном Победы.
В ноябре 1944 года Елена Гриц получила за эту пьесу третью премию на литературном конкурсе бойцов МПВО Ленинграда. Первая и вторая премии не были присуждены, а бронзу она разделила с известным артистом Госэстрады Леонидом Пугачом, организовавшим в МПВО ансамбль самодеятельности.
— Понятно, что пьеса — с фольклорными частушками, стихами, песнями — в каком‑то смысле «самодеятельная», но в этой простоте, возможно, как раз и состоит ее ценность, — поясняет Кирпичникова. — К тому же Елена Гриц все‑таки не была дилетантом в актерском деле: она занималась в театральной студии, которую вел известный поэт, переводчик и журналист Илья Садофьев, а в школе участвовала в драматическом кружке и играла в его постановках главные роли.
Елена Гриц мечтала о постановке пьесы на сцене, но, увы, этого так и не произошло. Осуществить идею взялась Мария Кирпичникова. Это оказалось очень непросто, помог случай. После представления блокадных дневников в белорусском Мирском замке пьесой заинтересовались в Гродненском государственном колледже искусств. В результате спектакль «Суровая школа», под названием «Из памяти не стереть» (это строчка из стихов Гриц), был поставлен в этом учебном заведении. Проект был осуществлен его преподавателем — режиссером Еленой Шиплюк.
— Мечта Лены Гриц, а теперь и моя осуществилась, — говорит Кирпичникова. — Особенный трепет вызывает то, как белорусские друзья прочувствовали боль ленинградцев-блокадников, как подбирали костюмы, как бережно работали с литературным материалом. Студенты вжились в образы бойцов МПВО, их командиров и бойцов Ленинградского фронта… Очень бы хотелось, чтобы эта пьеса была представлена и в нашем городе, где она была создана чуть более восьмидесяти лет назад.
Читайте также:
Раскинулась сцена широко. Как петербургские театры ищут новые формы и смыслы
Тенор для «Турандот»: знаменитая опера была дана в Концертном зале Мариинки
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 91 (7913) от 23.05.2025 под заголовком «Блокадную пьесуАвтор пьесы, Елена Семеновна Гриц, написала это литературное произведение еще в сентябре 1944 года, рассказав о том, что ей довелось пережить самой в годы блокады. поставили в Гродно».
Комментарии