В гостях у «Помещика». В доходный дом на Измайловском запустили экскурсию
Открылся шестой сезон просветительской программы «Открытый город». Александр Чепель, постоянный автор нашей газеты, эмоциональным путешествием назвал свою экскурсию «Готическая рапсодия: дом товарищества «Помещик».
ФОТО автора
Экскурсанты не покидали границ одного, правда, солидного петербургского доходного дома (Измайловский проспект, 16/30) и прошли своими ногами шесть лестниц от первого до седьмого этажа. Лифты здесь работают исправно, но только поднявшись по лестницам, можно увидеть подлинные оконные витражи начала ХХ века на одной, ручки звонка «Прошу повернуть» — на другой лестнице, фризы над резными дверями с изображениями атлетов — на третьей, подоконники вогнутой формы — на четвертой, расположенной в эркере.
Отдельная история — небольшие круглые «порты» с надписью Sauger Staub (вакуум пыли). Дом был снабжен самыми современными для начала ХХ века техническими достижениями, в том числе централизованным пылесосом. В определенное время в подвале включали насос, и, подсоединив к «порту» гибкий шланг, можно было убрать в квартире…
Историческое название здания на углу Измайловского проспекта и 7‑й Красноармейской улицы — «Дом товарищества сельскохозяйственных имений «Помещик». В начале ХХ века это объединение фермеров поставляло в Петербург молочные продукты и имело сорок торговых точек по всему городу. В 1911 – 1912 годах было решено «приподняться» на недвижимости — купили участок и построили на нем доходный дом по проекту архитектора Якова Блувштейна. Одновременно были надстроены дворовые корпуса. Главным, конечно, стал уличный фасад в стиле модерн с элементами неоготики — стрельчатые окна, башенки-пинакли, скульптуры химер. Герб с тремя леопардами — свидетельство того, что помещики происходят из Эстляндской губернии.
Из прошлого Чепель возвращает нас в настоящее. В 2010 – 2012 годах проводился ремонт фасадов, но средств на восстановление бельведера над центральным куполом тогда не нашлось. На фотографии 1979 года он присутствует, на снимке 1987 года его уже нет. Угловой скульптуре «Жница, утирающая пот со лба» не вернули серп и «сень», укрывавшую женщину от непогоды. Тогдашний владелец угловой квартиры на третьем этаже не разрешил воссоздать каменный балкон, его заменили «типовым» металлическим, как на других фасадах.
ФОТО автора
Осмотрев парадные лестницы, заходим во двор, который никак не напоминает привычные петербургские колодцы и больше похож на площадь старого городка. Только вместо ратуши видим здание с большими окнами на высоком первом этаже. Это было фойе кинотеатра «Астория» на 220 мест. На проектных чертежах вход в него выполнен в виде античного портика. Вероятно, такая задумка архитектора не была реализована. Рядом земля горбится подземным сооружением. Оно осталось от гастронома «Стрела», который еще помнят ленинградцы, в нем находился тоннель с монорельсом. В подвале формировали продуктовые наборы, механизм перемещал их в торговый зал магазина, где горожанам выдавали заказы.
Увидев экскурсантов, к нам вышел один из жителей флигеля, расположенного во втором дворе. И показал узкую лестницу без лифта и коммунальную восьмикомнатную квартиру. Если бы не строй стиральных машин, аккуратно расставленных на кухне, можно было подумать, что мы перенеслись в начало прошлого века. «Такую коммуналку можно расселить только под офис», — заметил наш экскурсовод.
Финальной точкой экскурсии стало посещение самой необычной лестницы дома «Помещик». Чтобы не терять в площадях квартир и сэкономить на освещении лестничных площадок, была построена узкая винтовая лестница. На каждом этаже короткий переход ведет на квадратную галерею, где находятся двери в квартиры. Днем световой фонарь разом освещает галереи на всех этажах.
Когда мы вышли на улицу, чтобы еще раз посмотреть на фасады в ярких солнечных лучах, Александр Чепель напомнил о необходимости общими усилиями воссоздать бельведер дома-памятника. Облик Петербурга только выиграет.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 85 (7168) от 16.05.2022 под заголовком «В гостях у «Помещика»».
Комментарии