В городе на Неве состоялось открытие XXXII международного фестиваля «Дворцы Санкт-Петербурга»
На открытии XXXII международного фестиваля «Дворцы Санкт-Петербурга» в Мраморном зале Этнографического музея дебютировали итальянский баритон Маттео Манчини и армянское сопрано Элен Егиазарян в программе из арий Россини, Пуччини и Верди. За пультом оркестра Ленинградской области был Михаил Голиков.

ФОТО Levi Meir Clancy on Unsplash
Фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» на протяжении более тридцати лет напоминает, какая роскошь, архитектурная и музыкальная, досталась нам в наследство. Оперная роскошь входит в максимально эффектный резонанс с триумфально-помпезными интерьерами дворцов и замков, более деловыми и камерными — особняков, заставляя их звучать и наполняться культурно-историческим смыслом. Фестивальные концерты обживают дворцовые интерьеры не только хорошо известные, как, скажем, Гербовый зал Зимнего дворца или Тронный зал Екатерининского в Царском Селе, но и новые, нередко восстановленные пространства.
Одним из все чаще задействованных дворцовых пространств стал Мраморный зал Этнографического музея. Основанный Николаем II как зал памяти его отца Александра III, последние десятилетия он служит не только для разного рода торжественных мероприятий, но и как концертный. Помещение с чрезвычайно гулкой акустикой, где главный материал — камень и совсем нет дерева, поскольку он не задумывался как концертное пространство, сумел обрести условия для нормального звучания симфонического оркестра и особенно голоса с помощью современного оборудования. В этом можно было убедиться на концерте открытия «Дворцов Санкт-Петербурга». Три разных вокальных амплуа не только прозвучали без потерь, но и предстали во всей выгодной красе своих умений.

Сопрано Элен Егиазарян, выпускница Ереванской консерватории им. Комитаса, не скрывала волнения, дебютируя пусть не на филармонической сцене и не в Мариинском театре, но в самом сердце Петербурга, бок о бок с Михайловским дворцом. Она выбрала вершинные арии из репертуара лирико-драматических сопрано. И в сложнейшей молитве Леоноры из «Силы судьбы» Верди, и в монологе Манон из «Манон Леско», и в предсмертной арии Чио-Чио-Сан из «Мадам Баттерфляй» Пуччини она нашла силы и волю показать героинь в минуту душевных терзаний. Чистотой интонирования, красотой тембра и силой голоса она напомнила о том, какой богатой вокальной природой наделены армяне, способные легко конкурировать с итальянцами на оперном поле.
Хорош и по‑настоящему, по‑веристски экспрессивен получился дуэт Сантуццы и Туридду из «Сельской чести» Масканьи, который Элен исполнила вместе с тенором Владимиром Дмитруком, которому тоже заслуженно доставались овации зала. И Владимир не скрывал волнения, хотя прекрасно знаком не только с петербургской, но и с капризной московской публикой, поскольку давно является солистом Музыкального театра Станиславского и Немировича-Данченко, да и всегда отличался ярким сангвиническим темпераментом.
Но основное внимание в тот вечер приковал к себе молодой итальянский баритон Маттео Манчини. Уроженец Пезаро, родины Россини, Маттео подготовил несколько арий, среди которых была редко звучащая Застольная из «Гамлета» Тома. Но и без знаменитой «Тра-ла-ла-лера» Фигаро из «Севильского цирюльника» Россини не обошлось. В арии доктора Малатесты из «Дона Паскуале» Доницетти певец показал свой комический талант и везде демонстрировал отменное чувство стиля и вкус. Его изумительно откалиброванный баритон с превосходной артикуляцией, плотным, стройным и округлым звуком, идеальным дыханием и полетностью дарил ощущение итальянского солнца. Михаил Голиков за пультом Симфонического оркестра Ленинградской области демонстрировал чудеса гостеприимства, чутко ведя солистов по дорогам их любимых опер.
Концерт с зазывным названием «Музыкальное кинопутешествие» в штаб-квартире Русского географического общества, впервые открывшей свои двери «Дворцам Санкт-Петербурга», полностью подтвердил свое название, хотя у некоторых слушателей кинокадры под аккомпанемент симфонического оркестра поначалу вызвали некоторую оторопь. «Дворцы Санкт-Петербурга» с недавних пор освоили формат исполнения музыки, написанной для шедевров кино, которую представляют в главном зале киноцентра «Родина». Но фестивальную публику привлекло в афише все же не слово «кино», а имена артистов — тенора Липарита Аветисяна и давней гостьи фестиваля — итальянки Кьяры Таиджи. Хотя кинокадров, смонтированных из «Сказки странствий», «Долгой дороги в дюнах», «Почтальона», «Детей капитана Гранта» и других фильмов, в концерте действительно было много. Если бы предусмотреть форс-мажор, в результате которого концерт начался позже почти на час, потому что все ждали прибытия дирижера Михаила Голикова, можно было бы запустить какое‑нибудь кино. Правда, публика собралась в Географическом обществе спокойная, никто не возмущался, все ждали и дождались.
В этом зале, исторически тоже явно не предназначенном для симфонических концертов, оркестру можно было фактически шептать, и он был бы услышан. Оркестр же усиленно старался, особенно в номерах с тенором, и, конечно, чувствовалась невыстроенность баланса голоса с оркестром. Такому тенору в этом зале вообще можно было петь акапельно — его богатый тембр вкупе с отточенной техникой и музыкальностью захватывал с первой до последней ноты. А для сольных номеров певец выбрал лучшее из лучшего: романс Неморино из «Любовного напитка» Доницетти, арию Ленского из «Евгения Онегина» Чайковского, не говоря о неакадемических хитах — неаполитанской песне «Мама» Биксио, «Благодарю тебя» Бабаджаняна. Вместе с Кьярой, которая деликатно демонстрировала былую роскошь своего лучезарного сопрано, Липарит исполнил дуэт из «Веселой вдовы» Легара, отправив слушателей по домам с ощущением сладких грез после виртуального «Музыкального кинопутешествия».
Читайте также:
Российский институт истории искусств возрождает традицию музыкально-литературных салонов
В Петербурге состоялся XXVIII международный фестиваль «Музыкальный Олимп»
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 108 (7930) от 19.06.2025 под заголовком «Дворцово-оперный роман».
Комментарии