«Только пела, только любила». В театре «Зазеркалье» состоялась премьера оперы «Тоска»

Репертуар Санкт-Петербургского детского музыкального театра «Зазеркалье» в этом сезоне пополнила одна из самых популярных опер — «Тоска» Пуччини (16+). Спектакль поставил Александр Петров, музыкальным руководителем стал Павел Бубельников — отцы-основатели театра, народные артисты России. И «Тоска» с ее высокими требованиями к солистам и оркестру стала определенным манифестом уровня труппы. Там есть кому эту оперу спеть и сыграть, вступить в соревнование с большими оперными домами.

«Только пела, только любила». В театре «Зазеркалье» состоялась премьера оперы «Тоска» | ФОТО Виктора ВАСИЛЬЕВА/предоставлено пресс-службой театра «Зазеркалье»

ФОТО Виктора ВАСИЛЬЕВА/предоставлено пресс-службой театра «Зазеркалье»

Джакомо Пуччини писал «Тоску», вдохновленный драмой В. Сарду, где блистала Сара Бернар. Либретто Дж. Джакозы и Л. Иллики вслед за пьесой отсылает к событиям 17 – 18 июня 1800 года (Рим был сначала оккупирован французскими войсками, провозгласившими республику, потом их сменило Неаполитанское королевство, преследовавшее республиканцев, а в дни, когда происходят события оперы, Наполеон вновь вступил в Италию, одержав победу при Маренго). Но, слушая оперу, мы не задумываемся о том, какой республике служил консулом Анд­желотти, бежавший из тюрьмы в самом начале действия, и какой монархии служит шеф римской полиции Скарпиа, пытающийся его поймать. Для публики по большому счету это неважно. Поэтому решение Александра Петрова перенести действие в XX век в целом оправданно: «Эта история могла произойти в любой церкви, в любом палаццо и в любом времени. В любую эпоху и в любой стране, где есть диктатура и есть фронда. Поэтому действие нашей «Тоски» перенесено на 150 лет вперед, в середину XX века, в политически конфликтный, острый послевоенный период».

При этом эпоха узнается лишь по костюмам (художник-постановщик — Александр Храмцов) — эффектным и стильным, а в случае главной героини еще и очень женственным. На сцене присутствуют и церковь, и палаццо, и замок. Не претерпел изменений и сюжет: два артиста, художник и певица, живущие своим искусством, оказываются волею случая вовлечены в политику. Художник Каварадосси помогает республиканцу Анд­желотти не в силу политических взглядов, а просто следуя кодексу творческого интеллигента и приличного человека. Настоящая его жизнь — это жизнь искусства.

Тоска тоже живет музыкой и своими страстями, разрываясь между ревностью и любовью. Именно об этом ее ария «Только пела, только любила…». Но именно эта нежная, страстная Тоска, доведенная до крайности, становится способной на убийство.

Интересно, что кроме радикальной смены эпохи Александр Петров не вмешивается в оригинальный сюжет, но делает его выпуклым, ярким, вглядываясь в психологию и мотивацию героев, которые у него совсем не однозначны. Даже негодяй Скарпиа пылает к Тоске не столько похотью, сколько любовью, хоть страсть эта животная, и в шефе полиции за внешним стилем доминируют брутальные телесные черты. Режиссер не чурается и натурализма в изображении пыток, которые претерпел Каварадосси, его герои буквально живут на сцене, захватывая правдивостью своих переживаний. Молодой слушатель, впервые познакомившийся с «Тоской» в постановке Петрова, уже не забудет эту оперу никогда, захочет услышать ее вновь. Тем более что музыкальное воплощение отдает должное шедевру Пуччини благодаря прекрасной работе Павла Бубельникова и с оркестром, и с певцами. Пульс спектакля исходит из оркестровой ямы, с дирижерского пульта, и согласно с ним проживают свои страсти герои оперы.

Сегодня в театре есть по крайней мере два состава на эту оперу. Премьеру пела Елена Миляева — яркая, страстная, кокетливая, ревнивая и решительная, с большим сильным голосом — ведущее сопрано театра. Но есть еще Тоска Ольги Черемных. Марио Каварадосси на премьере пел Роман ­Арндт и убедил и вокалом, и игрой. Эту партию исполняет и Дмитрий Каляка. В роли страстного и циничного злодея Скарпиа впечатлил Владимир Целебровский. Зал в «Зазеркалье» небольшой, по­этому голоса в этом пространстве звучат особенно впечатляюще, а имена ведущих солистов театра известны далеко за его пределами.

Читайте также:

Магия «Нормы». В Мариинском театре стартовал XXXIII музыкальный фестиваль «Звёзды белых ночей»

В Петербурге состоялся XXVIII международный фестиваль «Музыкальный Олимп»


#Зазеркалье #премьера #опера

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 106 (7928) от 17.06.2025 под заголовком «Только пела, только любила».


Комментарии