В городе на Неве открылась выставка художественно-исследовательской лаборатории «Прожито/Нарисовано»
Выставка открылась сразу на двух площадках. Первая — библиотека книжной графики на Измайловском пр., 16/30, вторая — галерея «Прорубь» на Английском пр., 26.
ФОТО Sadık Arpacı on Unsplash
Суть проекта состоит в том, что центр «Прожито», который собирает и изучает личные дневники самых разных исторических эпох, предоставил несколько эго-документов из своей коллекции, созданных начиная с Первой мировой войны вплоть до начала 2000‑х годов художникам.
Идея «визуализировать» дневники, иными словами — представить написанное в них в иллюстрациях, изначально пришла Вере Андрохановой, куратору программ и выставок в библиотеке. По ее приглашению Дана Макаридина, автор просветительского проекта, разработала программу «дневниковой» лаборатории.
— С апреля по декабрь этого года мы изучали записные книжки и дневники, анализировали особенности личных материалов «кризисных времен», рассматривали дневник как «книгу художника», занимались семейными фотоархивами. Наша работа включала в себя встречи, семинары, мастер-классы, походы по музеям, архивам и библиотекам, — рассказала Макаридина.
По ее словам, выставка, подытожившая многомесячную работу, получилась совсем не только про дневники. Личности авторов, атмосфера тех лет, в которых они жили и вели хронику своей жизни, их стиль, облик и образ мысли — все это проявлялось через практики иллюстрирования, имитацию почерка, создание графических серий. Все участники максимально погружались в материал.
Художник Ирина Петрова углубилась в дневник артиллериста Михаила Анисимова, участника Первой мировой войны. В своих графических работах она использовала цитаты из его записей и других военных дневников этого периода. Познакомилась с внучкой автора дневника, а один из разворотов созданного ею альбома посвятила своему деду Иллариону Павловичу Петрову, который также участвовал в Первой мировой войне.
Анастасия Арланцева и Артемий Михайлов, погрузившись в блокадные дневники, создали интерактивную инсталляцию «Темная сторона». Ее можно увидеть в галерее «Прорубь».
Олег Колимбет взял на себя смелость «визуализировать» дневник курсанта Московского военного училища, написанный им в начале 1990‑х годов. Имя его неизвестно, и он почти ничего не сообщал о том, что происходило в училище, зато оставил много упоминаний о своей жизни вне его стен — посещении театров, выставок, кино. Автор проекта поместил эти свидетельства в контекст времени, взяв публикации из едва ли не самого популярного в то время журнала «Огонек».
Как отмечает Дана Макаридина, от изучения дневников участники проекта перешли к более широким темам — исторической, семейной и коллективной памяти. Так что выставка стала не завершением проекта, а началом чего‑то еще гораздо большего.
Возрастное ограничение 12+
Читайте также:
В РГИА открылась выставка «Российско-монгольские связи во второй половине XIX — начале XX века»
В Парадных залах Музея Академии художеств открылась выставка «Репин. Детали»
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 246 (7822) от 27.12.2024 под заголовком «Чужое и родное».
Комментарии