В ГМЗ «Царское Село» состоялся «День Ипполита Монигетти»

В музее-заповеднике «Царское Село» состоялся «День Ипполита Монигетти», посвященный творчеству архитектора, малоизвестного за пределами узкого круга специалистов по русскому зодчеству и прикладному искусству. Встречу с наследием мастера и небольшую научную конференцию организовал Всемирный клуб петербуржцев при поддержке музея и премии «Золотой Трезини».

В ГМЗ «Царское Село» состоялся «День Ипполита Монигетти» | ФОТО автора

ФОТО автора

Самые известные постройки и проекты Ипполита Монигетти (1819 – 1878), родившегося в Моск­ве и всю взрослую жизнь проведшего в Петербурге, связаны с Царским Селом, где он построил 26 домов. Необычно рано как для того, так и для любого другого времени, в 29 лет, он был назначен Николаем I главным архитектором Императорских царскосельских дворцов и вскоре получил задание подготовить проект «Турецкой бани» в честь победы в Русско-турецкой войне 1828 – 1829 годов. Император, до этого отклонивший работу Карла Росси, поставил задачу: установить здание на искусственном полуострове, намытом в Большому пруду, встроить в баню мраморные украшения XVI века из Адрианополя, где был заключен мирный договор с Османской империей. Монигетти использовал в своем проекте внешний облик Адрианопольской мечети, но царь сильно сократил смету и в итоге «Турецкая баня» получилась меньшего размера. А главное — она никогда не использовалась по назначению, став парковым павильоном для отдыха.

В 2009 году после трехлетней реставрации павильон превратился в музей, летом он открыт для посетителей. В самый жаркий день здесь бывает прохладно, а через придуманные Монигетти окна в куполе льется ровный свет.

В Екатерининском дворце по проекту архитектора была построена огромная парадная лестница. На профессиональном языке — «распашная». В нее можно попасть с двух противоположных входов во дворец и подняться на две параллельные анфилады залов. По обеим сторонам от лестницы находятся золоченые барочные интерьеры Растрелли. Монигетти сумел создать белый лепной интерьер, не спорящий с XVIII веком, но и не уступающий ему в изяществе. Важный для убранства алый цвет штор на окнах также придуман архитектором. Парадная лестница, сильно пострадавшая в годы Великой Отечественной войны, была воссоздана ленинградскими реставраторами и стала образцом работы этой знаменитой школы.

Недавно завершена реставрация Лионского зала, что стало заметным достижением уже современных петербургских реставраторов. Творение Чарльза Камерона, мастера ампира XVIII века, Монигетти приспосабливал для императрицы Марии Александровны в модном тогда эклектичном стиле. Но и здесь, переделывая печи в камины, создавая лазуритовое оформление зеркал и новые предметы интерьера с шелком, архитектор уважительно отнесся к работе своего предшественника.

Без названия - 2023-06-26T122910.725.png
ФОТО автора

Приветствуя участников конференции, Ольга Таратынова, директор ГМЗ «Царское Село», говорила, что Монигетти был человеком огромных знаний и таланта, он сумел виртуозно войти в контекст работ мастеров предыдущих поколений.

Мария Рядова, главный архитектор музея-заповедника, представила архивные чертежи Монигетти, которые хранятся в разных российских архивах. В первом варианте обшивки Лионского зала шелком он должен был иметь малиновый цвет. Рядова рассказала, что при реставрации «Турецкой бани» пришлось полностью разбирать минарет высотой 20 мет­ров, который сильно отклонился от вертикали. Каждый кирпичик был пронумерован и возвращен на прежнее место.

Валерий Мостович, доцент СПбГАСУ, представил хранящиеся в библиотеке вуза неопубликованные рисунки Монигетти, сделанные им во время пенсионерских поездок от Академии художеств, и проектные чертежи Крестовоздвиженской церкви в Ливадии.

В нескольких докладах участники говорили о необходимости приведения в порядок еще одной царскосельской постройки Монигетти — памятника архитектуры «Дача Зинаиды Юсуповой». Несколько лет назад она была передана Музею А. В. Суворова для создания постоянной экспозиции. На днях КГИОП опубликовал историко-культурную экспертизу на проект работ по восстановлению сада этой дачи. Документация по реставрации самого здания одобрена еще пять лет назад.

Хороший пример спасения наследия Монигетти находится в том же Пушкине. На частные средства недавно отреставрирован деревянный дом Веры Горностаевой-Монигетти, построенный архитектором для своей семьи.


#Царское Село #архитектор #музей

Комментарии