В ГМЗ «Павловск» открывается выставка «Мне улыбается Эрот»
Сегодня музей-заповедник «Павловск» откроет выставку «Мне улыбается Эрот».

ФОТО предоставлено пресс-службой ГМЗ «Павловск»
В Буфетной Павловского дворца перед посетителями предстанут 34 произведения из художественной бронзы, выполненные во второй половине XVIII – XIX столетии. Помимо каминных и настольных часов это канделябры, подсвечники, чернильницы, пресс-папье. Эти вещи демонстрируют виртуозную технику обработки металла, которой владели литейщики, чеканщики и позолотчики Франции и России. В каждой из них запечатлен образ Амура, одного из самых популярных персонажей античной мифологии.
Этот образ восходит к мифологическому Эроту (Эросу), который почитался в Древней Греции как бог любви. Миф о его происхождении говорит, что он был сыном бога войны Ареса (в древнеримской мифологии – Марса) и богини любви Афродиты (Венеры). В Древней Греции Эрота изображали в виде прекрасного крылатого юноши или мальчика-подростка, вооруженного луком и стрелами. Затем стали представлять как шаловливого крылатого ребенка с луком или горящим факелом в руках. В таком облике бог любви чаще всего запечатлен в произведениях искусства Древнего Рима, где за ним закрепилось сразу два имени – Купидон и Амур.
Все три образа античного бога любви – шаловливого ребенка, мальчика-подростка и прекрасного юноши – нашли воплощение в художественной бронзе. Многие вещи, представленные на выставке, происходят из исторического собрания Павловского дворца. Например, небольшая скульптурная группа «Амуры, борющиеся за сердце» принадлежит к числу первых произведений, украсивших интерьеры Павловска, и упоминается еще в описи 1801 года.
В состав выставки вошли также предметы, пополнившие собрание благодаря собирательской деятельности музея. В частности, часы «Амур, ужаленный пчелой», иллюстрирующие идиллию древнегреческого поэта Феокрита, поступили в коллекцию Павловска в 2008 году. Притча повествует о том, как младенец Амур был укушен пчелой в тот момент, когда пытался украсть мед из улья. На нестерпимую боль Амур пожаловался Венере и был утешен словами богини, что с болью, которую испытывают жертвы его стрел, ничто не может сравниться.
На выставке представлены и другие часы, в композиции которых скрыт аллегорический смысл. Раскрыть его помогают названия: «Любовь, питающая жизнь», «Любовь, венчающая дружбу», «Любовь, ведомая верностью», «Любовь, уносящая время». Название выставке подарили строки поэта Серебряного века Георгия Иванова:
Шагаю тихо взад, вперед,
Гляжу на светлый луч заката.
Мне улыбается Эрот
С фарфорового циферблата.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 211 (6809) от 19.11.2020 под заголовком «У Амура много лиц».
Материалы рубрики
Вернисаж: выставки в Петербурге с 17 апреля 2021
Этнографический музей открывает выставку о свадьбах народов Евразии
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии