В Главном штабе состоялась премьера театрально-музейного проекта «Чудесный источник. Театр-лаборатория в Эрмитаже»

Теперь представления будут проходить каждый четверг до конца весны.

В Главном штабе состоялась премьера театрально-музейного проекта «Чудесный источник. Театр-лаборатория в Эрмитаже» | ФОТО: Pixabay

ФОТО: Pixabay

Этот проект возник на стыке музея и театра. Государственный Эрмитаж и Институт сценических искусств поставили творческий эксперимент, результатом которого стал спектакль-променад по залам Главного штаба.

Подобное действо для Эрмитажа не новость, полтора года назад рядом с картинами старых мастеров здесь уже были представлены театрализованные вечера-мистерии (проект «Флора»). Однако в тот раз в музей пригласили литераторов, режиссеров и артистов с опытом, сейчас же ставку сделали на молодежь. «Это часть нашей принципиальной позиции, — говорит директор Эрмитажа Михаил Пиотровский. — Один из способов привлечь молодое поколение к созданию музея будущего».

В рамках театра-лаборатории студенты и магистранты, уже почти режиссеры и драматурги, придумали 13 перформансов. Точкой отсчета для каждого стало то или иное произведение живописи из Галереи памяти Сергея Щукина и братьев Морозовых — работы Пьера Боннара, Мориса Дени, Поля Сезанна, Пабло Пикассо, Пьера Сулажа, Казимира Малевича… Название проекту подарил «Чудесный источник» Поля Гогена, который искусствоведы не устают расшифровывать и истолковывать (в нем находят и мифологические, и библейские мотивы). Молодых участников проекта полотно заставило задуматься о… феминизме.

Известно, что этюды по картинам студенты театральных институтов делают с первого курса. Как правило, это короткая история, открывающаяся или завершающаяся мизансценой, повторяющей композицию выбранного полотна. Но в данном случае была поставлена другая задача: произведения живописи должны были подарить участникам лаборатории не столько сюжет, сколько тему, образ, цепочку ассоциаций.

По идее, участники (студенты режиссерской мастерской Геннадия Тростянецкого и драматургической Натальи Скороход) могли выбрать любое произведение из галереи, руководствуясь своим личным вкусом. На деле получилось не совсем так. Для того чтобы сложился логичный маршрут прогулки, молодым людям пришлось более-менее равномерно распределиться по залам. Возможно, были поставлены и другие ограничивающие условия. Судя по результатам, не все смогли поработать рядом с той картиной, которая тронула их больше всего.

Например, «Гардеробную рапсодию», которая разворачивается рядом с триптихом Пьера Боннара «У Средиземного моря», связывает с ним только трехчастная композиция. Три линии действия разворачиваются на глазах у зрителя параллельно. Живопись служит фоном, задником и никак не обыг­рывается.

Другое дело — образный неоднозначный перформанс, навеянный «Тремя женщинами» Пабло Пикассо. Три музы великого художника пробуждаются, заново воплощаются в пространстве музея и с трудом вспоминают свое человеческое прошлое, язык, тело. Они были красивыми и дерзкими женщинами, стали фантазией мас­тера, странными изображениями в стиле кубизма. Какой будет их третья инкарнация?

Легкой, поэтичной получилась музыкально-пластическая сцена «Муза на краю пропасти» (ее разыгрывают в воссозданном интерье­ре Музыкального салона Ивана Морозова, на стенах — серия панно Мориса Дени «Амур и Психея»). Искренне и азартно рассказывает молодой артист историю, решенную в жанре лирического стендапа, рядом с картиной «Маленькая Италия» Фрэнка Герберта Мэсона. Она о превратностях любви, ностальгии и преодолевающем все доверии к жизни.

Далее — драматические, плас­тические, пародийные, почти цирковые этюды, более и менее удачные (впрочем, каждый раз они рождаются заново, меняются, откликаясь на конкретных зрителей). Гости могут следовать по маршруту, предложенному организаторами, или выбирать последовательность самостоятельно, смотреть один и тот же перформанс несколько раз подряд, пропускать то, что не тронуло, выбирать. Как говорит Михаил Пиот­ровский, это «человеческий Эрмитаж, живые люди в живом контакте с живыми картинами». И в сущности, этим рецептом может воспользоваться каждый любитель изящных искусств. Суть в том, чтобы отнестись к произведению, как к импульсу, началу размышлений и собственного творчества, не обязательно теат­рального.


#Главный штаб #Эрмитаж #представление

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 60 (7389) от 05.04.2023 под заголовком «В живом контакте с картинами».


Комментарии