В Главном штабе открыли выставку, посвященную картине «Остров смерти»

В традициях Эрмитажа устраивать выставки одной картины после их реставрации либо приобретения. На новой выставке в Главном штабе центральное место занимает картина «Остров смерти». Она в эффектной, специально для нее изготовленной раме в формах античного саркофага. Необычна и подпись: A. Böcklin invenit (А. Беклин сочинил) и Carlo Böcklin fecit 1901 (Карло Беклин исполнил в 1901 году). Так принято подписывать гравюры, а не живопись.

В Главном штабе открыли выставку, посвященную картине «Остров смерти» | ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Эта картина больше десяти лет находилась в постоянной экспозиции Эрмитажа, числилась как произведение из частного собрания. Владелец предоставил ее на длительное хранение музею с правом экспонирования. В прошлом году Эрмитаж картину купил. Известие об этом породило волну откликов, что неудивительно. Как говорит куратор выставки Александра Коншакова, «Остров мертвых» — одна из самых знаменитых композиций своей эпохи. Буквально «маркер» искусства и культуры конца XIX — начала XX столетия.

Швейцарский живописец, график, скульптор Арнольд Беклин работал в Дюссельдорфе, Антверпене, Брюсселе и Париже, но больше всего его вдохновляли ландшафты Италии, куда он время от времени возвращался и где провел последние годы жизни. В своих картинах Беклин создал странный и зловещий мир, населенный фантастическими фигурами. Самые известные работы художника — пять версий «Острова мертвых».

Первая была создана в 1880 году во Флоренции для коллекционера Александра Гюнтера. Успех картины позволил художнику между 1880 и 1886 годами сделать несколько ее повторений, отличающихся незначительными изменениями в деталях. Размышления о человеческой судьбе и жизненном пути в образах одинокой ладьи, плывущей в царство мертвых, пришлись ко времени и к месту. Беклин стал одним из главных авторов эпохи, а «Остров мертвых» превратился в икону символизма. В начале прошлого столетия картина была невероятно популярна. Она вдохновляла художников, поэтов, композиторов. С. В. Рахманинов под впечатлением от картины написал симфоническую поэму «Остров мертвых».

Всемирную славу картине обеспечили репродукции, выпущенные огромным тиражом по заказу галериста Фрица Гурлитта. Владимир Набоков в романе «Отчаяние» заметил, что их можно «найти в каж­дом берлинском доме». «Остров мертвых» украшал кабинет Зигмунда Фрейда и висел в комнате Владимира Ленина в Цюрихе. Гитлер приобрел картину в 1933 году.

Сохранившиеся варианты картины находятся в Художественном музее Базеля, музее Метрополитен в Нью-Йорке, Старой национальной галерее в Берлине, Музее изобразительных искусств Лейпцига. Версия 1884 года, написанная на металлической пластине, исчезла во время Второй мировой войны.

Пять вариантов композиции Арнольд Беклин создал собственноручно. Шестой он начал писать вместе с сыном Карлом осенью 1900 года, но умер в январе 1901‑го. Сын завершал работу в одиночку. Именно с этой картиной отождествляется эрмитажное полотно. В Россию произведение попало, вероятнее всего, в связи с женитьбой в 1899 году Карло Беклина на На­дежде Грингмут — дочери Владимира Андреевича Грингмута, главного редактора «Московских ведомостей». Исследователи предполагают, что именно для него и выполнялся последний вариант «Острова мертвых». Полотно могло быть привезено в Москву как вскоре после исполнения, так и в связи с показом картин Карло Беклина на выставке-продаже в московской галерее Лемерсье в 1913 году. Вероятнее всего, в Россию картина прибыла уже в раме.

Картина, о которой идет речь, на протяжении XX века не появлялась на аукционах и в каталогах распродаж. Притом что Беклин-младший стремился показать себя наследником отца. Все, что они делали вместе, он показывал максимально, чтобы обеспечить себе известность, — рассказывает Александра Коншакова. — Тот факт, что эрмитажный вариант «Острова мертвых» нигде не был показан, говорит о том, что картина находилась в частном собрании, не являлась собственностью автора. Поскольку покупка этой картины Эрмитажем вызвала широкий общественный резонанс, было решено выставку расширить. Создать для картины широкий культурный контекст, показать, какое место она занимает в истории искусства, с какими сюжетами перекликается, с чем ее могли сравнивать современники.

В состав выставки вошли произведения вдохновлявших Арнольда Беклина французских классицис­тов, европейских мастеров романтической живописи, а также работы современников художника: немецких реалистов и символистов. Можно сравнить композиции, которые он разработал, с теми, что делали его современники и соратники в пейзаже.

Представлены и виды географических ландшафтов, которые могли вдохновить Беклина на создание «Острова мертвых». Жена и сын художника подчеркивали, какое влияние оказал на его творчество остров Искья. Исследователи отмечают и остров Сан-Микеле в Венеции.

Перед посетителями предстает история создания и восприятия современниками картины, ставшей знаковой для целой эпохи.


#Эрмитаж #выставка #картина #художники

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 117 (7446) от 29.06.2023 под заголовком «Странная магия смерти».


Комментарии