В Главном штабе Эрмитажа открыта выставка «Источник красоты. Художественное стекло Лотарингии эпохи ар-нуво»
ФОТО АВТОРА
В экспозиции 111 предметов — вазы, светильники, флаконы… 34 экспоната — из собрания Государственного Эрмитажа, остальные предоставлены частным коллекционером Юрием Борисовым. Многие предметы широкая публика увидит впервые.
Хронология укладывается в так называемую прекрасную эпоху, рубеж XIX – XX веков, когда главенствовал стиль модерн (или ар-нуво, как его называли во Франции).
Самый знаменитый из мастеров в сфере художественного стекла того времени — Эмиль Галле. Талантливый и предприимчивый французский дизайнер, реформатор художественного стекла, экспериментировавший с различными техниками его обработки и декора, яркий представитель стиля модерн.
Он увлекался созданием предметов из нескольких слоев стекла — от двух до пяти. Это позволяло добиться богатой гаммы цветов и оттенков. Галле экспериментировал с уже известными техниками и изобретал новые. Так, изобрел «технику лунного света» — окрашивал стекло оксидом кобальта, придавая ему сапфировый оттенок и создавая эффект лунного свечения. Художник любил растительные орнаменты с мотивами трав, цветов, фруктов и насекомых. Оскар Уайльд, восхищенный творчеством дизайнера, однажды написал: «В вазы Галле нельзя ставить цветы, в них они всегда выглядят увядшими». На его вазах цветут не только розы, лилии и столь любимые в эпоху модерна ирисы. Галле находил красоту и в растениях, которые многие считают сорняками, — чертополохе или борщевике. Цветочные мотивы часто имели символическое значение. К примеру, чертополох означал Нанси, папоротник — тишину и покой, роза — красоту жизни… Все изображения цветов при этом абсолютно достоверны в малейших деталях. Ведь Эмиль Галле был знатоком ботаники.
На выставке есть даже ваза Галле с цветком страстоцвета — символом страстей Христовых. По форме она напоминает священную чашу Грааля. На ее ножке — изображение колючего терновника и инкрустация в виде капелек крови. Можно вспомнить стихотворение Генриха Гейне: «В ту ночь, когда лилася кровь Христа // В народе есть предание об этом // Впервые он расцвел в тени креста // И потому зовется страстоцветом».
ФОТО АВТОРА
С 1884 года Галле стал выпускать «говорящее стекло», украшая свои вазы цитатами из Франсуа Вийона, Шарля Бодлера, Поля Верлена и других поэтов. На одной из хранящихся в Эрмитаже ваз Галле выгравированы строчки из стихотворения Эмиля Хинцелена: «О, красота всего, что бренно! Большие крылья смерти касаются не раня, лишь увеличивая очарование».
В мастерской Галле производили светильники с расписанными плафонами.
На выставке можно увидеть изделия других французских стекольных заводов. Например, расположенного тоже в Нанси предприятия братьев Дом. Сразу обращает на себя внимание удивительной красоты настольная лампа на бронзовой ножке и с летучими мышами на стеклянном абажуре. Как известно, летучие мыши летят на свет. Этот мотив, который пришел в Европу из Японии, использовали для украшения стеклянных абажуров многие знаменитые стекольных дел мастера той поры — Эмиль Галле, Луис Комфорт Тиффани, Рене Лалик. Можно представить, какие волшебные тени ложились на стены, когда лампу зажигали. Кстати, в Японии летучие мыши не воспринимаются как зловещие вестники тьмы. Они — символ счастья. А завод братьев Дом, переживший все кризисы, существует до сих пор.
На одной из говорящих ваз Эмиля Галле — строчка из стихотворения Шарля Бодлера: «Откуда ты приходишь, красота?». Ответом может стать девиз, избранный дизайнером для основанного им вместе с В. Пруве, Э. Валленом, Э. Домом Провинциального альянса промышленных искусств, известного так же как Школа Нанси. Девиз гласит: «Корни духа моего уходят в чащу леса». Красота — в природе, вокруг нас.
Читайте также:
С разведкой в Средневековье. Находки археологов Эрмитажа в древнем города на мысе Агрия
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 212 (7788) от 10.11.2024 под заголовком «Откуда ты приходишь, красота?».
Комментарии