2Vtzqv4Hz9U

В Главном штабе Эрмитажа открылась выставка художников-концептуалистов

В Главном штабе Эрмитажа открылась выставка Ильи и Эмилии Кабаковых «Памятник исчезнувшей цивилизации» (12+). Она необычна. Здесь речь идет о проекте музея недавнего прошлого.

В Главном штабе Эрмитажа открылась выставка художников-концептуалистов  | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

25 лет назад Кабаковы, дуэт художников-концептуалистов, решили создать проект о советской цивилизации, в которой они провели значительную часть жизни. Цивилизации такой, как они ее себе представляли. Предполагалось ни в коем случае не строгое историческое исследование, а личное воспоминание, окрашенное разнообразными, порой противоречивыми, эмоциями. Где причудливым образом соединялись утопия и реальность, светлые мечты и суровая действительность.

Для этого художники придумали проект большого музея с макетами, эскизами, чертежами, схемами, фотографиями, текстовыми пояснениями. Они прекрасно понимали, что такой музей, по сути, является примером известной «бумажной архитектуры» и никогда не будет реализован. Но если продолжать аналогию с такой архитектурой, то рассматривание картинок и чтение текстов может пробудить у зрителей постарше воспоминания о прежних временах, у публики помоложе — интерес к этому навсегда ушедшему времени, той самой исчезнувшей цивилизации.

Проект был завершен в 1999 году и последовательно показан в нескольких странах. В 2014‑м, после выставки в Москве, авторы подарили «Памятник» Эрмитажу. Как пояснила Марина Шульц, куратор нынешней выставки, заведующая отделом современного искусства Эрмитажа, десять лет проект, упакованный в ящики, хранился в фондах. Даже когда в 2018 году в Главном штабе проводилась большая персоналия Кабаковых «В будущее возьмут не всех», не хватило места для показа «Памятника».

«В этом году его час настал — мы достали проект из фондов, — говорит Шульц, — там все живое, рукодельное, теплое, человеческое. Музейные реставраторы мебели привели предметы в состояние, пригодное для длительного показа».

Выставка построена по строгой иерархии, что, впрочем, не мешает зрителю рассматривать «Памятник» в любой последовательности. В центре Белого зала Главного штаба находятся два макета музея. По замыслу художников, он должен располагаться под землей, ведь цивилизация исчезла. Поэтому один макет — вид снаружи, второй — внутри. Вокруг макетов помещены восемь витрин, представляющих общее описание музея и семи его разделов: «Коммунистическая идеология», «Коммунальная жизнь», «Мир воспоминаний» и так далее. На стенах зала помещены 38 витрин, которые подробно рассказывают о каждом объекте, помещенном в воображаемый музей. Например, в самом большом, коммунальном, «отсеке» рассказано о том, как устроена инсталляция «Человек, который улетел в космос из своей комнаты» и инсталляция «Как изменить себя?». На примере последней куратор поясняет кабаковский метод. За шутливым описанием — по вечерам надевать крылья на спину, 5 – 10 минут медитировать в полном одиночестве — спрятан глубокий смысл. Может ли человек изменить самого себя и что для этого следует делать. Или ему все предначертано и пред­определено свыше.

В качестве постскриптума к выставке Эрмитаж предлагает зрителю поделиться воспоминаниями о советском времени или своем его восприятии по рассказам старших родственников или знакомых. Все записи, которые надо делать (в духе советской цивилизации) от руки карандашом или шариковой ручкой, пополнят научный архив «Прожито».

Выставка работает по 1 июня 2025 года.


#выставка #Эрмитаж #художники

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 125 (7701) от 10.07.2024 под заголовком «Цивилизации уходят, музеи остаются».


Комментарии