В галерее «Матисс-клуб» открылась выставка графики Гаги Ковенчука
В галерее «Матисс-клуб» открылась выставка графики Гаги Ковенчука. Ровно пять лет назад этот замечательный ленинградский и петербургский художник покинул этот мир.
«Официантка». Акварель. РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА
Из своей биографии Ковенчук обычно сообщал (и чем очень гордился), что является внуком Николая Кульбина - художника и теоретика русского авангарда. А также рассказывал, что его отец прошел войну и ГУЛАГ, а мама училась в Академии художеств на скульптора, но, увлекшись хоккеем с мячом, бросила занятия, играла за сборную Ленинграда. Впрочем, оба родителя в итоге стали художниками.
Сам Ковенчук прошел классический путь - специальная школа при Академии художеств, факультет графики, диплом у Алексея Пахомова за серию плакатов для «Боевого карандаша». Творческий псевдоним Гага произошел от прозвища, которым в детстве называли Георгия. Позже Ковенчук шутил, что опередил певицу Леди Гагу и имеет приоритетные права на имя «Гага».
Плакат, а потом книжная иллюстрация давали средства к существованию, но главным занятием Ковенчука стали рисунки, которые он делал дома и во время многочисленных путешествий на всех мыслимых носителях от листа бумаги до пластиковой бутылки. Часто изображения сопровождались текстами собственного сочинения.
Любители искусства со стажем вспоминают, что еще эстампы Ковенчука, которые в 1970-е годы продавались в ленинградской Лавке художников, сильно отличались от продукции его коллег. Они больше напоминали творчество неофициальных авторов.
На нынешней выставке собрано около тридцати листов из нескольких частных собраний. «Музыкант» и «Лошадь. Сибирская деревня» выдают наследника русского авангарда. Акварели, созданные в Японии, - академическую выучку. Пейзаж «Азов» изящно отсылает к работам старых японских мастеров. Рисунок фломастером «Карты на пляже» несколькими штрихами создает типажи ленивых праздных курортников.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 026 (6624) от 13.02.2020 под заголовком «Гага номер один».
Комментарии