2Vtzqv4Hz9U

В галерее Artefice открылась выставка Вячеслава Михайлова

«Другие времена» – выставка с таким названием известного петербургского художника Вячеслава Михайлова открылась в галерее Artefice (Петроградская набережная, 22). Тридцать картин, созданных в 1980 – 1990-е годы и хранящихся в мастерской художника, впервые представлены публике.

В галерее Artefice открылась выставка Вячеслава Михайлова | РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Как рассказал Михайлов «Санкт-Петербургским ведомостям», идея «поворошить прошлое» принадлежит галерее. Он согласился и не жалеет. Художник говорит, что всегда интересовался происходящим вокруг него. «Я чувствую, реагирую на действительность, – говорит Михайлов, – но я не живописец, я – художник формы. Меня интересует выпирание формы, как в природе, где существуют валуны, сосны с дуплами...». И вспоминает случай из студенческих лет, когда в компании он выехал на весенний пленэр. Прихватил с собой большую золоченую раму. Внезапно она упала в грязь и выдавила фактуру. «Вот готовая картина», – решил Михайлов.

На вопрос о кумирах художник называет два имени – Микеланджело и Рембрандт. Первый – мастер совершенной формы. Второй важен своей энергетикой. «Не картина остается от художника, а энергия, от нее идущая», – убежден Михайлов. В студенческие годы он перекопировал всех эрмитажных «рембрандтов», постигая загадку этого мастера.

По нашей просьбе художник провел короткую экскурсию по выставке. Она начинается с натюрморта «Манго» (1979). В ней автор отдает дань уважения Сезанну и Пикассо. Михайлов учился в мастерской Евсея Моисеенко и вспоминает, что они часто ругались. Но в итоге – диплом с отличием и одобрение мэтра за самостоятельность.

В 1988 – 1990 годах была создана картина «ГУЛАГ» – красные тела узников задавлены решеткой, из которой им никогда не выбраться. «Автопортрет» относится к 1991 году. На нем изображен художник с натруженными мясистыми руками, сидящий в нерешительности перед сочной постановкой из овощей и фруктов. Но что-то не дает ему приступить к созданию натюрморта. «На обратной стороне холста написано: «Автопортрет во время путча», – поясняет Михайлов. И добавляет, что тогда сильно надеялся на перемены к лучшему. Многие надежды не оправдались, наступили жесткие девяностые. Художник поездил по миру. Он говорит, что возникло ощущение: везде делают только то, что продается. Хотелось найти свою интонацию. В 

1994 году появились «Спас», «Ангел», «Сад» и другие картины, составившие серию «Русский дом». Лики, поврежденные временем и людским небрежением, сохраняют красоту, вложенную в них безвестными мастерами прошлого. Они давно ушли, а энергетика осталась – об этом серия Михайлова.

Про энергию античных и библейских преданий – мощные картины «Борьба Иакова с Ангелом» и «Вакханалия». Выставку завершают два необычных автопортрета 1998 и 2000 года под одинаковым названием «Штаны». Художник пояснил, что купил на стамбульском базаре шаровары с карманами, удобные для работы. Когда они полностью покрылись слоем краски и отслужили свое, жаль было с ними расставаться. И они сами стали картинами.

Получился гимн вечному труженику, каким является Вячеслав Михайлов. В конце апреля в парадных залах Академии художеств откроется большая выставка новых работ художника. В 2020 году ему исполнилось 75 лет. Из-за карантина юбилейную выставку пришлось отложить почти на год.

#выставка #музей #искусство

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 55 (6893) от 31.03.2021 под заголовком «Интонация не продается».


Комментарии