В Филармонии отметят 85‑летие симфонии Дмитрия Шостаковича
85‑летие симфонии Дмитрия Шостаковича будет отмечено концертом в Большом зале Филармонии 18 ноября. Прозвучат также симфонические фрагменты из оперы «Любовь к трем апельсинам» и Третий фортепианный концерт Прокофьева. За дирижерским пультом Заслуженного коллектива республики — Николай Алексеев, солист — лауреат Конкурса имени Чайковского Дмитрий Шишкин.

ФОТО Pixabay
Что могли ждать от Шостаковича в 1937 году, когда шли судебные процессы «вредителей», «врагов народа»? Что могли ждать от Шостаковича после «Сумбура вместо музыки» и «Балетной фальши» — погромных статей в «Правде» о его опере и балете? От композитора, под давлением «сверху» вынужденного отменить премьеру Четвертой симфонии? Что‑то вроде «псалма покаянного» — кантату о великом вожде или о великой партии?
А Шостакович 18 апреля 1937 года начинает эскизы Пятой симфонии. Работа подвигалась быстро: через полтора месяца были готовы три части (гениальное Largo сочинено за три дня!), а к 20 июля партитура завершена. Премьера, состоявшаяся в Ленинградской филармонии 21 ноября 1937 года под управлением молодого дирижера Евгения Мравинского, прошла с ошеломляющим успехом. Восторженная овация зала длилась более получаса: ленинградцы со слезами на глазах аплодировали симфонии. Мравинский поднял партитуру высоко над головой. После концерта великий старец легендарный тенор Иван Васильевич Ершов в дирижерской гостиной опустился на колени перед тридцатилетним композитором: «Ваша симфония мне душу перевернула!».
От упреков в субъективизме, интеллигентском «самокопании» симфонию спасли рецензии видных деятелей культуры. Слова Алексея Толстого о том, что тема Пятой симфонии — «становление личности», повторил композитор в статье «Мой творческий ответ». В интервью перед московской премьерой в январе 1938 года Шостакович сказал: «Мне хотелось показать в симфонии, как через ряд трагических конфликтов большой внутренней душевной борьбы утверждается оптимизм как мировоззрение».
Спустя годы исследователь заметит: «Очевидна несоизмеримость смысла музыки и авторского комментария к ней. Последний призван «запутать след», защитить музыку…» (Инна Барсова). После премьеры в кулуарах повторяли: «Ответил, и хорошо ответил!». Передавали слова Бориса Пастернака: «Подумать только, сказал все, что хотел, и ничего ему за это не было!». Что же сказал Шостакович своей Пятой симфонией?
В Четвертой симфонии композитор пророчил и оплакивал свою личную судьбу художника-творца. Годом позже в Пятой симфонии Шостакович впервые придет к осознанию общей судьбы отдельного человека и человечества. Именно в Пятой, с ее высочайшей этической наполненностью, с ее глубоко человеческим содержанием и вместе с тем классической соразмерностью и стройностью, Шостакович-симфонист впервые выпрямился во весь свой исполинский рост. С Пятой симфонией вошел в наш духовный мир художник-дирижер Евгений Мравинский, соавтор Шостаковича, разгадавший его замысел и дирижировавший подлинно трагическую коду финала симфонии, вопреки декоративным авторским декларациям об «оптимистической трагедии».
Анна Ахматова надписала на книге своих стихотворений, подаренной композитору: «Дмитрию Шостаковичу, в чью эпоху я живу». Мы слышали голос Шостаковича — задолго до того, как появились первые самиздатовские свидетельства о ГУЛАГе, задолго до жадно читаемых подцензурных публикаций в «Новом мире» Твардовского… Шостакович все сказал своей музыкой, он был властителем дум просвещенного сообщества в СССР.
Начальные такты симфонии — своеобразный эпиграф, бросающий отсвет на развертывающуюся трагедию. Философски углубленная, ритмически напряженная главная тема неузнаваемо преображается, обретая черты зловещего гротескного марша… Грубоватый «деревенский» юмор скерцо оттеняет эмоциональную и философскую насыщенность первой части… Вершина трагедийного симфонического цикла, его этический центр — Largo, третья часть, открывающаяся сосредоточенным и тихим хоралом струнных. В череде печальных и возвышенных мелодий выделяется лирическое соло гобоя: оно достигает высот трагического пафоса в напряженной декламации виолончелей…
Финал врывается под грохот литавр энергичной поступью медных. Ей контрастирует горделивая мелодия — сперва в «фанфарном» призыве трубы, затем в мощном гимне струнных и деревянных духовых, в благородном тембре валторны. Неуклонный подъем, напряженное, до боли мучительное преодоление-нарастание разрешается ослепительно-ярким светом — мажорно преображенной главной темой. Но удары «оголенных» литавр и большого барабана в последних тактах симфонии обнажают «двойное дно» финала. За внешним ликованием-официозом таится трагедия, за пресловутым «становлением личности» — смертельное противостояние личности жестокому веку.
Пятая симфония Шостаковича — подобно Девятой Бетховена или Шестой Чайковского — не порядковый номер. Это имя собственное!
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 216 (7299) от 17.11.2022 под заголовком «Пятая Шостаковича — имя собственное».
Материалы рубрики
Фестиваль «Музыка верит в лучшее. К 100-летию со дня рождения дирижера А. С. Бадхена» задаст настроение новому музыкальному году
Филармонии джазовой музыки исполнилось 34 года
Пение по правилам. Как новый закон отразится на уличных музыкантах?
Симфония как спектакль. ГАСО Татарстана выступил в Петербурге
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии