В Филармонии исполнили «Учение о гармонии» и Второй фортепианный концерт Рахманинова
«Учение о гармонии» для оркестра Джона Адамса исполнили в Большом зале Филармонии в один вечер со Вторым фортепианным концертом Рахманинова, солистом в котором выступил Мирослав Култышев. За пультом Академического симфонического оркестра стоял Валентин Урюпин (на снимке).

ФОТО Анны Флегонтовой / Предоставлено пресс-службой Филармонии
Когда в одну филармоническую программу ставят два сочинения, одно из которых хорошо знакомо, гарантирует коммерческий успех, а второе совсем не известно широкой публике, то первым номером идет обычно то, что неизвестно (чтобы после антракта ряды не поредели). В этот раз от такого правила отказались, решив открыть вечер хрестоматийным Вторым до-минорным концертом Рахманинова.
Таким образом, сохранилась хронология событий: концерт был написан до «Учения о гармонии». Именно из его второй части Адамс позаимствовал маленькую цитату, проливающую свет на жанровую и философскую природу своего произведения. Наукообразное название «Учение о гармонии», отсылает к одноименному труду Арнольда Шенберга (1911). Адамс в 1985 году дал в своем сочинении свободный взгляд на явление и понимание гармонии в ХIX и XX веках. Среди авторов цитат в «Учении о гармонии» фигурируют также Вагнер и Стравинский. Оба этих предшественника Адамса искали истоки гармонии в мифе, пытаясь показать современникам пути духовного исцеления от агрессии ХХ века. В музыке же Рахманинова, в особенности гармониях медленных частей его симфоний и концертов, Адамс тоже чувствовал силу животворящего источника.
Петербургский пианист Мирослав Култышев своим вдумчивым интеллигентным туше показал во Втором концерте квинтэссенцию рахманиновского лиризма. Этот концерт композитор посвятил в 1900 году врачу-гипнотизеру Николаю Далю, излечившему композитора от тяжелой депрессии после провала Первой симфонии в Петербурге (ее резко не приняли петербургские критики, в том числе из‑за нечуткого исполнения под руководством Александра Глазунова).
Американский композитор Джон Адамс с высоты собственного опыта поделился своим знанием о гармонии, которую, судя по драматургии его симфонического полотна, следует искать где‑то на другой планете. Причиной написания американского по духу «Учения о гармонии», стремящегося объять необъятное с максимумом выразительных средств, в частности, с усиленным составом оркестра, стал, по словам Адамса, «кошмарный сон о танкере, взлетающем с водной поверхности залива Сан-Франциско подобно ракете Saturn V». Начало первой части без названия прозвучало подобно разгону двигателя гигантской махины. Техника минимализма идеально отвечала образу вращающегося маховика.
Во второй части — «Ране Амфортаса» — Адамс рефлексировал о том, в каком виде дошло до него это знание о гармонии. Он не забыл и о музыке Адажиетто из неоконченной Десятой симфонии Малера. Композитор поклонился и теням великих коллег, среди которых мелькали, как в портретной галерее, Дебюсси, Сибелиус, молодой Шенберг. Перестрадав и просветлившись во второй части, в третьей, иронично названной «Мейстер Экхарт и Кваки» (рядом с именем средневекового мистика значится прозвище дочери композитора), Адамс перенес слушателей к небесным светилам. Тут ему пригодился опыт гармонии русского космиста Александра Скрябина, его симфонических поэм с их тембрами сияющих звезд, фактурой космических далей.
В Петербурге это масштабное сочинение прозвучало во второй раз после 1988 года, когда его впервые исполнил оркестр Государственной филармонии Литовской ССР под управлением Юозаса Домаркаса. Дирижер Валентин Урюпин, предваривший выступление пояснительной речью, собрал всего за несколько репетиций это трудноподъемное, но увлекательное симфоническое полотно, получив от оркестра колоссальную отдачу. Засидевшиеся без гастролей, оркестранты кинулись завоевывать безграничные звуковые просторы, дав понять, что способны творить чудеса.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 89 (7172) от 20.05.2022 под заголовком «За гармонией в Филармонию».
Материалы рубрики
В Филармонии стартовал фестиваль «Рахманинов и (не) его время»
В Филармонии пройдет Фестиваль русской музыки XIX – XXI веков «Рахманинов и (не) его время»
О любви словами родителей. Чувашский творческий дуэт известен далеко за пределами Петербурга
В Петербурге с успехом выступила женская арт-группа SOPRANO
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии