В Этнографическом музее открылась выставка искусства Катара

В Мраморном зале Российского этнографического музея открылась выставка «Катар между морем и пустыней. Искусство и наследие». Около 200 предметов, созданных в XVII – XX веках, рассказывают о традиционной культуре арабской страны, издавна находящейся на перекрестке торговых путей и цивилизаций.

В Этнографическом музее открылась выставка искусства Катара | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

Выставка из собраний Национального музея Катара и Музея шейха Фейсала показывает бережное отношение к истории страны. Много веков важной отраслью катарской экономики была добыча жемчуга. Сезон продолжался с апреля по сентябрь. Большая лодка «доу» (модель представлена на выставке) уходила в море с экипажем 18 – 22 человека: капитан, ныряльщики и обязательно певец, который подбадривал промысловиков. На специальной витрине показаны атрибуты добычи и торговли жемчугом. Камень, который ныряльщик надевал на щиколотку, для быстрого погружения на десятиметровую глубину, зажим для носа из кости барана, нож для вскрытия раковин, рычажные весы с мраморными «гирьками», набор ситечек для сортировки жемчужин по размеру. Наконец, сами крупные натуральные жемчужины диаметром 1,26 см.

Зимой в Катаре популярным развлечением была соколиная охота в пустыне. На выставке показано верблюжье седло традиционного синего цвета с красными кистями. Оно годилось и для лошади. Соколов берегли: клобуки, которые им надевали на голову перед выездом «в поле», сделаны из тонкой кожи. Сабля охотника украшена золотыми накладками.

Центральный раздел выставки называется «Маджлис» – это место в катарском доме, где принимали гостей. Кофейники (dallah) из бронзы или меди имели высоту более полуметра, их носили только мужчины. Самый большой сосуд высотой 153 см, украшенный гравировкой с растительным орнаментом, использовался как термос для заправки меньших кофейников. Его хватало на триста порций.

Среди ювелирных изделий, созданных в Катаре, петербургскую публику привлечет серебряное ожерелье с «корочкой», его использовали в качестве оберега, золотое ожерелье из миндалевидных бусин, кинжалы с ножнами, украшенными жемчугом и слоновой костью. На почетном месте – женская праздничная накидка, богато украшенная золотым шитьем.

Ковры, привезенные из катарских музеев, вытканы в разных местах – Иран, Турция, Индия, Кавказ, что еще раз свидетельствует об обширных связях страны. Два иранских ковра изображают русские банкноты. Сторублевая с портретом Екатерины II была выпущена в 1898 году. Ковер создан в начале ХХ века на мануфактуре «Карим», вероятно, для продажи на европейском рынке. Указание имени производителя – редкий случай в ковроделии. В 1912 году была выпущена 500-рублевая купюра с портретом Петра I. Вскоре ее повторили на ворсовом ковре.

#выставка #этнографический музей #искусство

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 101 (6939) от 07.06.2021 под заголовком «Искусство и наследие Катара».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?