В Эрмитаже завершили реставрацию уникального паникадила

В Эрмитаже завершили реставрацию уникального паникадила – люстры из черного дерева и слоновой кости, созданной в токарной мастерской Петра I при его личном участии. Окончательная сборка будет произведена в витрине постоянной экспозиции «Русское искусство первой половины XVIII века».

В Эрмитаже завершили реставрацию уникального паникадила | ФОТО предоставлено пресс-службой Эрмита

ФОТО предоставлено пресс-службой Эрмита

Многоярусное паникадило на 27 свечей «назначено было Государем для соборной церкви Петра и Павла, сооруженной Им в Санкт-петербургской крепости» и повешено в соборе в 1733 году. После смерти императора оно попало в Кунсткамеру вместе с другими мемориальными предметами, а со временем пополнило коллекцию отдела истории русской культуры Эрмитажа.

Паникадило (на снимке) очень неплохо сохранилось. Однако кость за истекшие столетия высохла и покрылась трещинами, в них забилась пыль. Кроме того, стали ненадежными соединения – винтовая резьба перестала работать. Сотрудникам лаборатории научной реставрации мебели (которая занимается не только мебелью, но и другими экспонатами, имеющими деревянную основу) пришлось полностью разобрать памятник. Оказалось, он состоит из 830 костяных деталей (часть сделана из слоновой кости, часть - из кости мамонта) и 26 фрагментов из черного дерева. Все их нужно было очистить от загрязнений и укрепить, восполнив утраты.

Была разработана специальная методика для очистки от пыли - с помощью медицинского прибора «Эрригатор» (его используют стоматологи) и парогенератора. Эти устройства помогли размягчить и удалить грязь из трещин, которые затем обработали спиртом и заполнили рыбьим клеем. На следующем этапе установили сложносоставную укрепляющую конструкцию, чтобы уменьшить нагрузку, приходящуюся на ажурную грушевидную подвеску, и распределить вес паникадила по всей центральной оси. Кроме того, было восполнено 60 утраченных деталей и мелких фрагментов (их выполнили из смеси эпоксидного клея и пигмента цвета слоновой кости, чтобы новые детали по материалу отличались от исторических). Зрителям это будет незаметно, а коллеги-реставраторы будущего смогут определить воссозданное.

Сейчас паникадило находится в реставрационной мастерской (в эрмитажном центре «Старая Деревня») и ожидает переезда в главный музейный комплекс. А реставраторы готовятся к новой работе. В числе прочего их внимания ждут две кареты французской работы с дверцами, украшенными живописью (они пострадали еще в годы Великой Отечественной войны, когда в каретный сарай Зимнего дворца попал снаряд). Теперь у лаборатории есть новое большое и светлое помещение, новые методики и возможность привести экипажи в порядок.

Для того чтобы справляться с задачами подобной сложности, реставраторам необходимо быть в курсе новейших тенденций - владеть электроинструментом и компьютером, лазером и 3D-принтером. И в то же время нельзя терять навык владения старым инструментом, который позволяет понять логику мастера, создавшего старинный памятник. Не разобравшись в конструкции и способах обработки дерева, не выбрать оптимальных реставрационных методов.

Впрочем, в Эрмитаже к ремеслу всегда относились серьезно - как к искусству. Именно поэтому сотрудники лаборатории реставрации мебели смогли в свое время сконструировать уникальное приспособление, необходимое тем, кто реставрирует или воссоздает старинные голландские рамы. В XVII - XVIII веках их нередко украшали неглубокой волной, рябью по поверхности древесины. Современные механизмы повторить ее не могут, старинных в мире сохранилось мало. Эрмитажным реставраторам завидуют даже голландские коллеги.

Есть и другие способы обработки дерева, воспроизвести которые с помощью современной техники невозможно. Просто потому, что никому, кроме реставраторов, это уже не нужно. Поэтому сотрудники лаборатории реставрации мебели с особым профессиональным интересом относятся к инструментам второй половины XIX - начала ХХ века. Они покупают их, когда появляется такая возможность, и даже сами, своими руками создают аналоги. Уже сейчас у них собрана солидная коллекция. Все эти коловороты, фуганки, шпунтубели, стружки достойны музеефикации, но пока остаются на службе. Именно такими инструментами создавались когда-то бюро, кресла, столы и стулья для дворцов. Именно такими должен владеть реставратор, чтобы продлить жизнь предметам старинной мебели.

#Эрмитаж #реставрация #экспонаты

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 116(6714) от 08.07.2020 под заголовком «Искусство ремесла».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?