В Эрмитаже представлен дорожный сундук изобретателя Огнеслава Костовича
В Синей спальне Зимнего дворца, где обычно Эрмитаж показывает ювелирное искусство, до последних чисел сентября представлен необычный экспонат – дорожный сундук.
ФОТО предоставлено пресс-службой Эрмитажа
Экспонат один, а витрин в Синей спальне двенадцать. В них больше двухсот тридцати предметов, имеющих прямое отношение к герою выставки. Как говорит научный сотрудник отдела истории западноевропейского прикладного искусства Людмила Шатилова, чтобы показать чудо инженерной мысли конца XIX века, решено не разбивать коллекцию, представить комплекс целиком – сундук и предметы, которые в нем хранились.
Конструкция военно-походного чемодана, как его называл изобретатель Огнеслав Костович, сама по себе уникальна. Это трансформер, который способен заменить кровать, платяной шкаф, буфет, бюро, туалетный столик, кухню и аптечку. Словом, под крышкой сундука есть все, что нужно для походной жизни: складные стол и стулья, письменный прибор, аптечка, походная плита, посуда, столовые приборы и кухонная утварь, белье, туалетные и косметические принадлежности. Не забыты удобные съемные полочки, разнообразные клеенки, подставки и даже справочник по гомеопатии в придачу к аптечке. В любом месте, в чистом поле или заброшенном здании, можно обустроить быт и даже уют.
В собранном виде походный сундук весит 150 килограммов. Он снабжен хитроумной системой трансформации, контейнерами и приспособлениями для фиксации предметов при перевозке. Все тщательно продумано. Каждая вещь стыкуется с другой по форме и возможностям во время путешествия. К примеру, матрас состоит из двух частей. Так он занимает меньше места, во время дороги одна часть укладывалась на столешницу, предохраняя ее от повреждений, другая – внутрь умывального прибора, чтобы защитить зеркало и предметы, которые в него входят.
Многие вещи в комплекте необычны для своего времени, как бы просто они ни выглядели сегодня. Допустим, эмалированная посуда тогда только появилась. Не драгоценные эмали для украшений, а эмалированные чашки, кружки, ложки были в новинку. Так же, как и надувные подушки для стульев, сделанные из гуттаперчи – резины.
Интересна не только техническая сторона изобретения, но и его история. Кроме многочисленных предметов до недавнего времени сундук хранил имена создавших его мастеров и тайну своего происхождения. В Эрмитаж он пришел из расформированного Придворного Конюшенного музея. В документах числился как «сундук польской палатки». Пять лет назад реставраторы нашли под его обшивкой бумажные этикетки австро-венгерской фирмы по изготовлению и продаже дорожных товаров и сумок Яноша Фельбера, а также автографы мастеров: Адольфа Рузичева и помощника плотника Карла Папека.
О том, что автором идеи и самой конструкции сундука был капитан Огнеслав Костович, свидетельствует надпись на откидной доске: INVENTION du Capitane Kosztovits («Изобретение капитана Костовича»). Изобретатель и конструктор, серб по происхождению, австро-венгерский подданный, долго жил в России. Во время Русско-турецкой войны 1877 – 1878 годов капитан Костович на свои деньги купил два парохода для российской армии и сам сопровождал их по Дунаю до порта Галац. Турки потопили корабли, Костович потерял глаз, «права Австро-Венгерского подданного... и патент Капитанский». После лечения он переехал в Санкт-Петербург.
– Костович упомянут в Большой советской энциклопедии как изобретатель двигателя внутреннего сгорания, дирижабля, фанеры, подводной лодки... – рассказывает Людмила Шатилова. – Про сундук нигде ни слова. В Военно-морском архиве нашлось письмо, в котором изобретатель сообщал, что собирается привезти в Россию военно-походный чемодан. В послании, адресованном будущему императору Александру III, он подробно описывает изобретение и сообщает, что хочет подарить его тому, кто освободил его родину от турецких захватчиков. Денег за изобретение не просит.
По словам Людмилы Шатиловой, в документах о дарениях великому князю – саней, клавиров и прочего – она наткнулась на письмо с резолюцией Александра: «Нечего делать. Можно будет принять этот чемодан и благодарить его от меня. А.». Есть сведения, что изобретателя приглашали в Царское Село, чтобы он показал, как пользоваться сундуком. Дали 200 рублей вознаграждения.
У наследника русского престола и изобретателя была одна очная встреча. Костович представил документы на подводную лодку, сигнальную систему оповещения, дирижабль. Великий князь направил их на рассмотрение в соответствующий кабинет. Там решили, что, поскольку не предоставлены чертежи, обсуждать нечего.
Большая часть изобретений Костовича так и не нашла воплощения. Одним из немногих законченных проектов стал дорожный сундук из собрания. Он сопровождал ставшего императором Александра III в двух дворцах – Александровском в Царском Селе и Аничковом в Санкт-Петербурге. Нет сведений, что его использовали по назначению. Но исключить такую возможность нельзя. На наволочке из дорожного сундука есть монограмма императора.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 46 (6884) от 18.03.2021 под заголовком «Трансформер в подарок императору».
Комментарии