В Эрмитаже представили проект «Открытие Севера. Дивование»

В Эрмитаже представили проект «Открытие Севера. Дивование». Его основная часть — выставка, которая пройдет предстоящим летом в Каргополе. Суть проекта — соединение традиции и современности.

В Эрмитаже представили проект «Открытие Севера. Дивование» | ФОТО Pixabay

ФОТО Pixabay

Инициатором выступил фонд сохранения наследия Русского Севера «Дорогами Ломоносова». Участниками стали четыре музея: Каргопольский историко-архитектурный и художественный, Архангельский краеведческий, Эрмитаж и Музей музыкального и театрального искусства. На выставке они покажут традиционный женский костюм разных регионов Русского Севера — несколько полных праздничных комплексов с шелковыми сарафанами. При этом основной акцент будет сделан на головных уборах — золотошвейных платках, женских кокошниках и девичьих перевязках, украшенных речным жемчугом, бисером, перламутром…

Эти вещи замечательно красивы, но в данном проекте они не кульминация, а точка отсчета. Каждый из предметов, по замыслу кураторов, должен стать началом истории. Об умениях северных мастериц и укладе жизни, с которым связаны традиционные предметы костюма. О старинных обрядах и женских судьбах.

А также о том, как русский народный костюм вдохновлял и продолжает вдохновлять художников. Свидетельство тому — эскизы Леона Бакста, Константина Коровина, Владимира Татлина из собрания Музея музыкального и театрального искусства. И работы пяти современных художниц, которые по‑своему проживают историю и традицию, наполняя их новыми смыслами.

Мы хотели показать тот невероятный интерес к народному костюму, который сейчас существует в поле современного искусства, — рассказывает Александра Генералова, куратор современной части проекта. — И тут дело не просто в интересе к этнографии, фольклору, красивым кокошникам и так далее. Обращаясь к традиции, к истории своей семьи, художники ищут собственную идентичность, самих себя, опору и основу для своего искусства.

Для Ульяны Подкорытовой, чьи работы будут показаны на выставке, участие в проекте — семейная история. Как объясняет Ульяна, ее отец был одним из основателей ­московского Музея народной графики. Она выросла в атмосфере, где бесконечно говорили про Архангельск, Русский Север, восстановление лубочной традиции… В 19 лет, рассказывает художница, она ­поехала автостопом на Пинежье. Это территория, где сохраняются замечательная песенная традиция, тонкий, вдохновляющий диалект — наследие древнего новгородского языка. Когда‑то новгородцы сбежали от междоусобиц в Архангельский регион, и там до сих пор можно услышать интонации Древней Руси…

В своих работах я обращаюсь к музыке, графике, перформансам, — говорит Подкорытова. — Я занимаюсь тем, чем хочу, но на уровне внутренней мифологии связываю этнографию, историю Русского Севера с современным постфольклором, фольклором, который сейчас зарождается и произрастает в Интернете.

Еще одна участница проекта Алиса Горшенина рассказала, что в детстве у нее был любимый мультфильм, снятый по произведениям Степана Писахова. Он назывался «Морожены песни». Алису впечатлила метафора — песни, которые застывают в воздухе кружевом. И она создала серию работ из кружева…

Свои истории есть и у других художниц, чье творчество будет представлено на выставке в Каргополе, — Анны Слобожаниной, Анны Самойловой, Полины Осиповой. Именно через их личный опыт кураторы надеются рассказать о новом взгляде на Русский Север и его традиционную культуру, на то, в каких формах она продолжает жить и почему может быть интересна современному человеку. По большому счету так, вероятно, и следует изучать историю — через живые подробности, личные конкретные впечатления.

Впрочем, сверхзадачу проекта президент фонда «Дорогами Ломоносова» Наталья Плеханова сформулировала конкретнее:

Музеи хранят все. И каргопольский музей хранит все. Как мне кажется, он каким‑то образом хранит и сам город. Обсуждая этот проект с руководством Каргополя, мы говорили не только о выставке, «круглых столах» и других мероприятиях. Мы говорили о том, как сохранить то, что есть в городе, — его архитектурные памятники, его ремесла, его наследие. О том, как привлечь ту­ристов. То есть о том, как культура может стать одним из важных ресурсов для развития провинциальных городов.

Осталось сказать, что проект «Открытие Севера. Дивование» поддержали Президентский фонд культурных инициатив, петербургский комитет по культуре, руководство каргопольского муниципального округа. 2022‑й объявлен в России Годом народного искусства и нематериального культурного наследия. Подобные инициативы весьма актуальны.

Повезет тому, кто этим летом окажется в Каргополе. Но даже если поездка не запланирована, нет необходимости оставаться в неведении. Во-первых, в Реставрационно-хранительском центре Эрмитажа сейчас открыта экспозиция «Русский стиль: традиция и трансформация», на которой представлены предметы народного костюма (в том числе северного), придворные платья в русском стиле, а также работы современных дизайнеров, вдохновленные традицией. Во-вторых, все пять современных художниц — участниц проекта широко представлены в Интернете. Именно страницы в социальных сетях сделали их популярными. Теперь ознакомиться с их творчеством может каждый и, возможно, открыть для себя свой Север и сочинить свою историю.


#проект #выставка #Эрмитаж

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 31 (7114) от 21.02.2022 под заголовком «Русский Север как вдохновение».


Комментарии