В Эрмитаже открылись два новых зала Галереи Петра Великого

В Зимнем дворце открылись два новых зала Галереи Петра Великого, посвященной личности первого российского императора и его эпохе.

В Эрмитаже открылись два новых зала Галереи Петра Великого | Фото Дмитрия СОКОЛОВА

Фото Дмитрия СОКОЛОВА

Галерея Петра Великого существовала в Эрмитаже с середины XIX века, — рассказала старший научный сотрудник отдела истории русской культуры Наталья Бахарева. — Мы продолжаем традицию, хотя ни в коей мере не ставим перед собой задачу повторить экспозицию, которая была создана в 1848 – 1849 годах при Николае I. Мы скорее отражаем принцип, концепцию той галереи, где были представлены не только личные вещи Петра I, но и предметы из различных дворцов, музейных собраний.

В первых трех залах, открытых полгода назад, Эрмитаж рассказывает о Северной войне и ­изящных искусствах Петровской эпохи, о разнообразии интересов и умений царя-преобразователя. Там можно видеть всевозможные приборы и инструменты, которыми он пользовался, а также экспонаты петровской Кунсткамеры — диковинки природные и созданные человеческими руками.

Только что открытый четвертый зал галереи посвящен новшествам, которые Петр I при­внес в быт своих подданных. Здесь мебель и утварь того времени. Посетитель видит, как изменился интерьер богатых домов Москвы и Петербурга, стены которых стали украшать картинами и шпалерами. Одна из них, вытканная на Петербургской шпалерной мануфактуре и представляющая Петра Великого на фоне Полтавского сражения, занимает почетное место в экспозиции. Для хранения модных диковинок в покоях просвещенных и состоятельных россиян появились кабинеты с затейливо выгнутыми ножками и роскошно декорированными часами, со множеством отделений, полочек и ящичков, в том числе потайных. Интерьер также пополнили гардеробные шкафы, столы и стулья работы европейских мастеров. Их тоже можно увидеть в экспозиции.

Но стоит присмотреться, и окажется, что старорусские традиции хоть и отступили в тень, но не были забыты. Так, парадный расписной стол, по преданию, доставленный Петру I из Архангельска, сконструирован по английским образцам, но расписан в привычной оте­чественным мастерам технике — темперой по левкасу. А в декоре новомодных стульев использованы старинные мотивы «петушиных гребней».

Галерея Петра2_С.jpg

Фото Дмитрия СОКОЛОВА

В витринах зала совсем уже традиционные предметы, которые отнюдь не были вытеснены из обихода европейскими аналогами, — серебряные и медные блюда, братины, фляги, корчики (маленькие ковшики) и наградные ковши… Они прекрасно уживались на пиршественных столах и в гостиных со стеклом и хрусталем.

Впрочем, император, по словам современников, уверял, что вкуснее всего есть из посуды, которую сам сделал. Такая, выточенная лично Петром Великим, тоже есть на выставке. Это деревянные миски, тарелка, а также кубок из карельской березы и слоновой кости.

Тут же станки из императорской токарни, на которых царь работал, — медальерные, боковые (для украшения резьбой цилиндрических предметов) и гильоширные (для нанесения особого орнамента из волнистых линий). Один медальерный совсем небольшой, размером с печатную машинку. Известно, что Петр I даже в путешествиях находил время для токарных работ. Такой станок он вполне мог взять с собой в дорогу.

Изделия, выполненные руками царя и мастеров его токарни, — табакерки, медальоны, плакетки, вазы, компасная коробка, запрестольный крест… Они, может быть, не уникальны, но профессионализм их создателей у нынешних исследователей сомнения не вызывает, как не вызывал и у современников. На портрете Андрея Нартова, возглавившего токарню в 1723 году, на груди мастера можно увидеть медальон с портретом прусского короля. Он был вручен Нартову за то, что тот привез в Пруссию токарный станок, изготовленный в России, и сам обучил монарха работать на нем.

Петр Великий был любознателен беспредельно, все науки и ремесла осваивал лично. В мемуарах можно найти описание его дня: «Государь встает очень рано, так что в три и четыре часа утра присутствует в тайном совете. Потом идет на верфь, где смотрит за постройкой кораблей и даже сам работает… В девять или десять часов занимается токарной работой…».

Как рассказывает Наталья Бахарева, это было не только проявлением индивидуальных склонностей правителя, но и политическим ходом. Император на своем примере показывал, что жизненный успех, карьера и прочие блага достигаются трудом на благо государства.

О том, насколько прижились новые веяния и как следовали примеру первого императора его преемники, расскажут следующие залы галереи, открытие которых запланировано на конец этого года. Они будут посвящены культуре двора Анны Иоанновны, Петра II и Елизаветы Петровны. И это, по мнению куратора, прекрасно вписывается в историческую концепцию, потому что культура времен Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны — продолжение традиции, заложенной Петром I.

#Эрмитаж #Петр I #Зимний дворец

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 121 (7204) от 06.07.2022 под заголовком «Режим Петра не всякому по силам».


Комментарии