В ГМЗ «Павловск» представили выставку о внуке Николая I

Павловск. Несмотря на будний день, во дворец стоит очередь. Памятник Павлу I, копия гатчинского, работы Ивана Витали, закрыт — началась реставрация.

В ГМЗ «Павловск» представили выставку о внуке Николая I | ФОТО автора

ФОТО автора

Монумент, который был установлен 150 лет назад, тоже своего рода часть выставки «Августейший изгой», которая открылась в Библиотеке Росси. Она посвящена великому князю Николаю Константиновичу, внуку императора Николая I. Самому красивому из «всех великих князей всех времен», как писали современники, и, как свидетельствует выставленный в витрине его небольшой портрет, самому «скандальному».

Наверное, стоит напомнить историю, из‑за которой Никола, как его звали близкие, впал в немилость и был изгнан по решению Александра II из Петербурга, мотался по России, осев в конце концов в Ташкенте, где до сих пор стоит построенный им дворец. Когда ему было 24 года, его обвинили в краже бриллиантов из оклада семейной иконы, хранившейся в Мраморном дворце. Предполагали, что князь украл бриллианты, чтобы оплатить прихоти своей любовницы американской танцовщицы Фанни Лир. История темная. Был ли князь действительно виновен? Сам он свою вину отрицал.

Вера Дементьева, директор музея-заповедника, выступая на открытии выставки, напомнила, что совсем скоро, в 2027 году, Павловск отметит 250‑летие со дня основания.

И мы решили сделать серию выставок, посвященных людям, которые внесли особый вклад в развитие Павловска, — сказала Вера Анатольевна. — Когда предложили кандидатуру Николая Константиновича, мы сначала колебались — уж слишком противоречивая фигура, слишком много домыслов, мифов окружает жизнь этого, безусловно, незаурядного человека. Но все же было решено выставку делать, поскольку его заслуги перед Павловском велики. А именно Павловск и есть главный герой нашего выставочного сериала.

Куратор выставки Ольга Баженова даже считает, что великий князь Николай Константинович сделал для Павловска больше всех его владельцев, исключая императрицу Марию Федоровну, супругу Павла I.

Работая в архивах, я обнаружила много документальных свидетельств о приобретениях, сделанных великим князем для Павловска — и для дворца, и для парка, — добавила она.

Архивные документы — фишка выставки. Обычно архивисты буквально трясутся над подлинными бумагами, которые бережно хранят, и на выставки предоставляют копии. Но в этот раз для Павловска сделали исключение.

Среди выставленных в витринах документов много счетов. Николай Константинович, согласно завещанию императрицы Марии Федоровны, должен был унаследовать Павловск после своего отца. Он очень любил это место и не скупился на приобретения для его украшения. Сохранились чеки на покупку 12 бюстов римских императоров в Италии, на оплату музыкальных часов, заказанных французским мастерам (часы французской работы «Дезертир» сейчас можно увидеть на выставке). Есть на выставке и копия с портрета Павла I кисти Боровиковского, тоже приобретенная Николаем Константиновичем.

Великий князь вкладывал средства и в благоустройство Павловска, например, в обновление коммуникаций. В одной из записок, которая тоже хранится в архиве, Николай Константинович перечислил свои благодеяния в отношении Павловска: «В 1871 году заплачен долг Павловска в 44 тысячи, водопровод во Дворце 1 тысяча, памятник Павлу I — 5 тысяч, скамейки для парка — 1200 рублей. Ферма взята на мой счет для облегчения расходов в Павловске — 2 тысячи ежегодно, мост на Красной долине — 5 тысяч»

Выставка будет открыта до 11 сентября.


#выставка #Павловск #князь

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 120 (7203) от 05.07.2022 под заголовком «Самый красивый и самый скандальный».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?