В Эрмитаже открыли выставку искусства русского офорта

В Зимнем дворце на выставке «Искусство русского офорта. Вторая половина XIX – начало ХХ века» Эрмитаж впервые представил историю этого вида графики.

В Эрмитаже открыли выставку искусства русского офорта | ФОТО предоставлено пресс-службой Эрмитажа

ФОТО предоставлено пресс-службой Эрмитажа

Кураторы отобрали для показа 190 офортов. В их числе портреты членов императорского семейства, политиков, писателей, музыкантов. А также воспроизведения шедевров мировой живописи, пейзажи и бытовые сцены. Среди авторов не только мастера-офортисты, но и всем известные художники, пробовавшие себя в этой технике.

На почетном месте печатный офортный станок, изготовленный в 1872 году в Петербурге (его на время выставки предоставил художник Виктор Кобзев). В последнем зале – инструменты гравера (иглы, штихели, гладилки, шаберы, рулетки...) и офортные доски работы известного современного графика Олега Яхнина.

Выставка получилась большой и многослойной. Она – о технике офорта, которую Валентин Серов охарактеризовал как «нечто схожее с гравюрой, но в тысячу раз живописнее, художественнее». И о людях – тех, кто занимался офортом, и тех, кого они изображали. Она о том, что происходило в России во второй половине просвещенного XIX столетия и позже, на сломе веков. О красоте и крахе империи, судьбах конкретных талантов и творческих поисках нескольких поколений русских художников. Здесь есть что смотреть, но основной акцент сделан на размышление.

Практически каждый экспонат может стать точкой отсчета. И за каждым обнаружится клубок тем и историй, который непросто, но возможно размотать при помощи аннотаций и каталога. Пример тому – «Портрет детей сенатора Сергея Ивановича Зарудного», исполненный Виктором Бобровым (одним из самых плодовитых мастеров офорта).

Три благовоспитанных мальчика (сыновья Зарудного и его племянник) запечатлены на берегу озера, где-то на курорте в Германии (офорт сделан по фотографии). Внизу под главным изображением помещен еще один совсем небольшой портрет – самого Сергея Ивановича. Как рассказывают кураторы, такие «ремарки» встречаются нередко. Это своего рода заметки на полях, информация к размышлению.

Главная тема – истории героев милой сценки, сыновей и племянника сенатора, правоведа, переводчика Зарудного. Один из них, Александр Сергеевич, в марте 1917 года стал министром юстиции (понятно, что ненадолго). Другой, Сергей Митрофанович, с 1919-го по 1940 год работал... в Эрмитаже, в отделении гравюр. Художественного образования он не имел (был юристом), но, судя по сохранившимся документам, успешно занимался инвентаризацией.

Далее – биография автора, офортиста и педагога Виктора Алексеевича Боброва. В конце жизни он составил список своих офортов – всего около двух сотен работ. Это много. Жизнь его складывалась успешно, на выставках Императорской академии художеств он регулярно получал поощрительные медали, золотые и серебряные. Со временем стал очень состоятельным человеком, но умер в бедности в 1918 году. Ему было 76 лет.

На выставке рядом с портретом сыновей и племянника Зарудного представлены и другие работы Боброва. В том числе портрет Александра Келленбенца, одного из самых опытных граверов-печатников второй половины XIX века (художники всегда работали в паре с печатниками, но редко портретировали их).

Возникает вопрос: как получилось, что офорт получил широкое распространение в то время, когда уже существовала и активно использовалась фотография? Как объясняют кураторы, искусство офорта, даже если речь идет о воспроизведении живописного оригинала или фотографического снимка, все-таки остается искусством, интерпретацией. У него – свои выразительные средства, свой язык. Он не конкурирует ни с фотографией, ни с другими видами графики, развивается в собственном русле.

#музей #выставка #Эрмитаж

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 77 (6915) от 30.04.2021 под заголовком «У офорта свой язык».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?