В Эрмитаже открылась выставка наследия Дома Cartier

В Пикетном зале Зимнего дворца развернута выставка «Cartier: Продолжая историю. Шедевры декоративно-прикладного искусства Эрмитажа и ювелирное наследие Дома Cartier».

В Эрмитаже открылась выставка наследия Дома Cartier | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Это не первый опыт сотрудничества российского музея и известного ювелирного дома. Почти тридцать лет назад Эрмитаж показал выставку «Искусство Картье». Новая подводит итог пятилетнему проекту. С 2016 года при поддержке Cartier специалисты лаборатории реставрации драгоценных и археологических металлов Эрмитажа отреставрировали пять (по одному в год) уникальных произведений декоративно-прикладного искусства из собрания музея.

Выставка в Пикетном зале строится вокруг отреставрированных шедевров, компанию которым составляют вещи из исторической Cartier Collection, созданные в тех же материалах, стиле или технике. Удачный дизайн – построенная в центре зала круглая стена с витринами-окнами – позволяет с двух сторон рассмотреть вещи, выставленные за стеклом.

Начало проекту пять лет назад положила единственная, возможно, из сохранившихся в мире хрустальная лампа, созданная арабскими мастерами в X веке в Египте. В XVI веке лампа попала в Европу, итальянские ювелиры дополнили ее ножкой из европейского хрусталя и добавили золотой декор. Лампа стала сосудом. В таком виде она поступила в Галерею драгоценностей Эрмитажа. В советское время ее размонтировали. Теперь памятнику вернули облик, в котором он пришел в музей.

Витрина, в центре которой стоит хрустальная лампа, дополнена произведениями французских ювелиров. В украшениях Cartier Collection мастера ХХ века сочетали хрусталь с драгоценными камнями. Хрусталь стал основой для портсигара, заколок, корсажного украшения и часов. За стеклом прозрачные часы, в которых не видно механизма, кажется, стрелки передвигаются мистическим образом.

В соседнем «окне» представлен последний из участников проекта, попавший в Пикетный зал из реставрационной мастерской, – настольный кабинетец, изготовленный в Аугсбурге известным мастером Геверсом в 1700 – 1705 годах. Работа реставраторов с этим памятником заняла около года, что связано с большим количеством использованных материалов – дерево, кость, черепаха, серебро, позолота, механизмы... В кабинетце множество потайных ящичков, где можно было хранить что-то вдали от любопытных глаз.

В диалог с украшениями кабинетца вступает брошь Cartier 1899 года, а с его главным элементом – часами – три экземпляра декоративных часов, предназначенных для письменного стола или каминной полки. Картье писал, что его вдохновлял на творчество Фаберже. Часы созданы в любимом для ювелира стиле Людовика XVI, а украшающая их эмаль повторяет разработки Фаберже.

Еще одно увлечение Картье – Восток. Неудивительно, что участником проекта стал и золотой ароматник из сокровищницы Великих Моголов, инкрустированный алмазами, изумрудами и рубинами. Сосуд был привезен в Петербург в 1741 году в числе даров правителя Ирана Надир-шаха двору императрицы Анны Иоанновны. На взгляд сосуд кажется золотым. Реставраторы установили, что на самом деле он серебряный, покрыт золотой фольгой, в которую вдавлен драгоценный камень. Техника получила название «кундан».

На выставке сосуд представлен в окружении украшений Cartier с восточными мотивами.

Шедевр эрмитажной коллекции и знаменитый ларец Ядвиги Ягеллонки, созданный в XVI веке в Нюрнберге по случаю свадьбы польской принцессы, – из золоченого серебра и покрытый множеством драгоценностей. В оформлении ларца использованы разнообразные ювелирные техники.

Столь же разнообразны украшения, сопровождающие ларец в экспозиции. Здесь представлена камея, созданная в 1860 году – период, который иногда называют «Картье до Cartier». Изумруды, сапфиры и рубины золотого браслета 1945 года напоминают о византийском искусстве.

И, наконец, экспонат, отреставрированный в 2019 году, – фельдмаршальский жезл Александра II, украшенный эмалями, инкрустированный бриллиантами и изумрудами. Он создан в 1878 – 1879 годах петербургским ювелиром Юлиусом Кейбелем, учеником Фаберже. Сопровождают почетный знак драгоценные предметы Cartier, связанные с государственной символикой и военными триумфами России и Франции.

#выставка #Эрмитаж #искусство

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 35 (6873) от 02.03.2021 под заголовком «В Зимнем на языке роскоши».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?