В Эрмитаже открылась выставка «К барьеру! Поединки и дуэли от Ахилла до Лифаря»
В Николаевском зале Зимнего дворца работает выставка (0+), которую Эрмитаж объявил главной в сезоне.
ФОТО Людмилы ВОЛКОВОЙ
Уже название говорит о широте охвата темы: от рубежа XIII – XII веков до н. э. до середины XX столетия. Представить публике «энциклопедию» яркого явления в истории человечества Эрмитажу помогли девять отечественных музеев и библиотек. В витринах самого большого парадного зала дворца доспехи, шпаги, рапиры, пистолеты — колющее и огнестрельное оружие разных стран, эпох и способов применения. Живопись, гравюры, книги дополняют картину.
В первой витрине этрусская погребальная урна II века до н. э. со сценой битвы двух братьев — Этеокла и Полиника, шлем III века до н. э., заостренный с одной стороны меч махайра IV века до н. э., топор, кинжал.

ФОТО Людмилы ВОЛКОВОЙ
Во времена античности дуэли как таковой не было, проводились поединки. У Гомера в «Илиаде» описан поединок между Аяксом и Гектором во время Троянской войны. Мономахия (поединок один на один) широко не применялась, но были отдельные случаи для разрешения конфликтов, демонстрации храбрости и определения исхода битв. Противники договаривались об условиях, сражались и расходились.
Музей небесный и земной. В фойе Эрмитажного театра открылась выставка одного экспонатаВ Европе классическая дуэль появилась в XVI – XVII веках. Ей предшествовали средневековые рыцарские турниры. Для победы надо было сбросить противника с лошади. Победитель забирал коня и доспехи. В витрине доспехи конца XV — начала XVI века. Очевидно, их владельцы были людьми крепкими, хорошо тренированными и небедными. Вес конных доспехов достигал 40 килограммов, пеших — больше 20, они дорого стоили.
Рыцарский турнир все же был похож на спортивное состязание. Он редко завершался гибелью одного из соперников. Другое дело дуэль, которая пришла ему на смену. Участники отказались от доспехов, расширился арсенал оружия. За стеклом витрин шпаги, стилеты, пистолеты, часто богато украшенные. В гравюрах запечатлены эти опасные поединки.
Родиной дуэли считается Неаполитанское королевство. Военные, вернувшиеся после Итальянских войн (1494–1559), привыкли решать споры при помощи оружия. Вскоре дрались уже все — студенты, солдаты-простолюдины, дворяне и титулованные особы. И Францию страсть к дуэлям не обошла стороной. Только за 20 лет правления Генриха IV (1589–1610) дуэли унесли жизни от 8 до 16 тысяч дворян. Неудивительно, что французский король с ними боролся.
Считается, что в России первая дуэль произошла в 1753 году, скоро она стала событием нередким. Как известно из литературы и истории, по разным поводам — служебным конфликтам, политическим разногласиям, нередко из‑за женщин к барьеру вставали аристократы, офицеры, театральные деятели, писатели и художники. Были подобные случаи и в жизни царственных особ. В 1782 году наследник престола Павел Петрович в Неаполе пытался вызвать на дуэль дипломата Андрея Кирилловича Разумовского, имея неопровержимые доказательства, что между ним и его покойной супругой была любовная связь. Вмешательство сопровождавших наследника лиц помогло избежать кровопролития.
Один из сюжетов выставки — конфликт Николая Гумилева и Максимилиана Волошина, к счастью, завершившийся благополучно. Гумилев неуважительно высказался о поэтессе Елизавете Дмитриевой. Волошин его ударил. Стрелялись на Черной речке. Пистолет Волошина дважды дал осечку, а Гумилев промахнулся или специально выстрелил мимо.
Пистолетам в этой части повествования отведена особая роль. До начала Первой мировой войны изготавливались специальные дуэльные гарнитуры — два идентичных пистолета в специальном ящике, обеспечивающие участникам поединка равные возможности.
Немало преданий связано с пистолетами, имевшими отношение к гибели Пушкина и Лермонтова. Существовало предположение, не получившее подтверждения, что это был один и тот же комплект. После дуэли Пушкина на столетие был потерян след пистолетов, из которых стрелялись противники. Появлялась информация, что их нашли, но документального подтверждения не находила.
На выставке впервые представлены документы о покупке Василием Павловичем Охотниковым в 1842 году за 800 рублей пары пистолетов фирмы Baucheron‑Pirmet. Владелец был абсолютно уверен, что из них стрелялись Пушкин с Дантесом. Связь этого оружейного памятника с поединком на Черной речке не подтверждена, но и не опровергнута. Пистолеты хранятся во Всероссийском музее А. С. Пушкина. На выставке присутствует пара аналогичных той же фирмы.
Экспозицию завершает едва ли не последний поединок с участием русского дуэлянта. В англоязычной прессе этот поединок был охарактеризован словом performance. 30 марта 1958 года в Нормандии перед объективами многочисленных кинокамер со шпагами в руках встретились на фоне творческих разногласий известный импресарио 73‑летний маркиз Жорж де Куэвас и знаменитый хореограф Серж Лифарь, которому на момент дуэли было 54 года. Через семь минут боя Куэвас оцарапал Лифарю предплечье. Дуэль была прекращена, соперники пожали друг другу руки.
Читайте также:
В Эрмитаже открылась выставка «Из наследия Бахрейна. Искусство изготовления мечей и кинжалов»
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 127 (7949) от 16.07.2025 под заголовком «Битва один на один».




Комментарии