В Эрмитаже открылась выставка «Блеск кристалла и тонкость граней». Русское стекло XVIII — начала ХХ века с резьбой и гравировкой»

В Малой церкви Зимнего дворца представлены великолепные образцы художественного стеклоделия, исполненные на ведущих стекольных предприятиях Российской империи. Их демонстрирует выставка «…Блеск кристалла и тонкость граней…». Русское стекло XVIII — начала ХХ века с резьбой и гравировкой» (6+).

В Эрмитаже открылась выставка «Блеск кристалла и тонкость граней». Русское стекло XVIII — начала ХХ века с резьбой и гравировкой» | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

Стекло — материал, который пропускает свет. Художники используют этот оптический эффект. Резьба, гранение, гравировка — наиболее распространенные способы обработки художественного стекла, выявляющие его главные свойства — прозрачность и взаимодействие со светом. Каждый из них производит разный эффект.

В России искусство гравировки получило развитие в конце XVII века, но его расцвет наступил в следующем столетии. Центром гравировального искусства стал Петербург. При Петре I был основан Ямбургский завод (сейчас это Кингисепп). Затем в селе Назия появилось стеклодув­ное производство, а на Фонтанке — граверная мастерская. При Екатерине II петербургский завод стал называться Императорским стек­лянным заводом. Он поставлял свои изделия ко двору, который был их заказчиком. Выдающиеся художники, архитекторы, мастера, технологи создавали здесь произведения по авторским проектам.

Эрмитаж хранит одну из лучших коллекций стекла Императорского завода. Многие изделия оформлены гравировкой, гранением, шлифованными орнаментами. В состав выставки вошли лучшие образцы с XVIII столетия до начала XX века.

В первой витрине — стекло эпохи барокко. В основном это кубки времен Елизаветы Петровны и Екатерины II. В то время столы не накрывали сразу на всех гостей. Кубки ставили на специальную стойку, которая называлась буфетом. Гравюра это демонстрирует. Гость, приглашенный на прием, мог подойти, выбрать кубок и вид напитка. Кубки должны были привлекать внимание.

За стеклом витрины большой кубок. При Петре существовала традиция: провинившемуся или опоздавшему гостю подносили штрафную чашу — большой кубок, который надо было выпить до дна. При Елизавете Петровне традиция меняется. Во время высочайших приемов за здравие императрицы каждый из гостей отпивал из общего кубка. Первый глоток она делала сама.

Рядом стоят стопы серебряная и стеклянная. На той и другой порт­рет Елизаветы Петровны. Здесь же монета, на которой то же лицо. Граверы XVIII века часто приглашались из Германии. Облик императрицы они воспроизводили по монетам. Он повторялся и на кубках.

Важные события в истории Оте­чества художники отобразили и в стекле. В центре витрины три кубка времени Екатерины II. Они связаны с Русско-турецкой войной 1768 – 1774 годов. На них изображение пленного турка со связанными руками, морская баталия.

Вторая витрина — эпоха ампир. На Императорском стеклянном заводе в начале XIX века появилась паровая машина. Завод становится более мощным, там научились делать хрусталь. Основное различие между стеклом и хрусталем — в их составе. Хрусталь содержит оксид свинца, который придает ему блеск и способность преломлять свет. На заводе делали не только бесцветный хрусталь, но и цветной. Его стали гранить по традиции, появившейся в Англии. Сначала использовали английский опыт гранения, затем изобрели свой.

В витрине маленькие вазочки с бронзовыми ручками. Предположительно, это творение Росси. В 1817 году состоялась свадьба будущего императора Николая I и Александры Федоровны. Росси был главным художником Императорского стеклянного завода, одновременно оформлял интерьеры молодоженов. Вазочки были выполнены для их комнат. Они находились там и после смерти императора.

На рубеже XIX–ХХ веков ассортимент стеклянных изделий значительно расширился благодаря технологическим инновациям. О новых способах обработки стекла, применяемых российскими мастерами-стеклоделами, рассказывают вазы с изображением змеи в зарослях клевера, мака и бабочки, пейзажа с кипарисами…

Более 100 произведений из коллекции Эрмитажа демонстрируют этапы развития производства резного стекла в России и разнообразие приемов механической обработки стеклянных поверхнос­тей. На протяжении своей истории стеклянные изделия, украшенные резьбой и гравировкой, видоизменялись, следовали модным тенденциям времени. Они то становились чрезвычайно популярными, то практически уходили из употребления.

Читайте также:

Дни Эрмитажа в Оренбурге. В центре «Эрмитаж — Евразия» открылась новая выставка

Гений подписи не ставил. В Эрмитаже открыта выставка «Божественный Микеланьоло» и его современники»


#Эрмитаж #выставка #культура

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 104 (7926) от 11.06.2025 под заголовком «Блеск художественного стекла».


Комментарии