В Эрмитаж вернулись задержанные на таможне произведения искусства

Вчера Дворцовая площадь не пустовала. Звучала музыка, кто‑то пел и даже танцевал. Но все самое интересное происходило в нескольких шагах от главной площади города, в так называемом Черном проезде Эрмитажа. Журналистов и телекамер собралось больше, чем бывает на открытии любой громкой выставки музея.

В Эрмитаж вернулись задержанные на таможне произведения искусства | ФОТО Людмилы ВОЛКОВОЙ

ФОТО Людмилы ВОЛКОВОЙ

Ждали фуру, которая должна была привезти произведения искусства из Эрмитажа, музеев-заповедников «Павловск», «Гатчина» и «Царское Село», принимавшие учас­тие в выставке «Гран тур. Мечта об Италии от Венеции до Помпей». Они, как уже знают наши читатели, возвращались в Петербург через Финляндию и были задержаны на таможне почти на неделю. На границе также застряли грузовики с экспонатами ГМИИ им. А. С. Пушкина и Третьяковской галереи.

Спустя несколько дней переговоров финские власти объявили, что у Финляндии нет никаких причин удерживать музейные экспонаты России, это подтвердила и Еврокомиссия. Последняя остановка ценного груза была в Шушарах.

Вчера ровно в час дня белая фура с надписью Fragile (хрупкое) въехала в Черный проезд Эрмитажа. Как пояснила главный хранитель музея Светлана Адаксина, в фургоне в ящиках девять экспонатов из Эрмитажа, по одному — из «Гатчины» и «Царского Села», около десяти вещей — из «Павловска».

Таможенник внимательно осмот­рел и срезал печати и пломбы, дверцы распахнулись. Деревянные ящики осторожно погрузили на тележки и завезли в здание музея.

Возвращение_Волкова.jpg

ФОТО Людмилы ВОЛКОВОЙ

По правилам, первые сутки пос­ле долгого пути произведения не распаковывают. Они должны привыкнуть к температуре и климату. Особенно подвержена воздействию перепада температур и влажности живопись. 

Поэтому на глазах у журналистов вскрыли только один ящик, в котором путешествовала ­скульптура «Флора» Антонио Кановы. Первыми ее осмотрели хранители, ­реставраторы и Михаил Пиотровский.

Это возвращение третьей выставки Эрмитажа в последнее время, — сказал директор музея. — Я хочу сердечно поблагодарить сотрудников посольства России в Финляндии, Министерство иностранных дел, Министерство культуры, Федеральную таможенную службу, МИД Финляндии и наших партнеров в Италии и во Франции, которые все вместе слаженной работой подтвердили очень важную вещь — в нынешнем действующем международном праве культурный обмен и выставочный обмен имеют особый статус. И не подчиняются, по крайней мере на сегодня, даже санкционным требованиям. Это очень важно.

Директор Эрмитажа напомнил и о значении выставки, которая проходила в Милане, о том, что культурные связи России и Италии имеют давнюю историю.

Это обычай XIX века, когда представители знати, чтобы стать приличными людьми, должны были приехать в Италию и ознакомиться с итальянскими древностями. И огромную роль в этом играла как раз русская знать, которая собирала коллекции, — отметил Пиотровский. Он подчерк­нул, что «выставка — это был некий русский флаг, развевающийся в галерее в Милане. В этом один из смыслов тех выставок, которые мы делаем».

Глава музея сказал, что у Эрмитажа есть еще выставки, которые готовятся к возвращению, но из соображений безопасности рассказывать о них он пока не будет.

#Эрмитаж #возвращение #искусство

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 65 (7148) от 12.04.2022 под заголовком ««Флора» вернулась домой».


Комментарии