В Эрмитаж вернулись задержанные на таможне произведения искусства

Вчера Дворцовая площадь не пустовала. Звучала музыка, кто‑то пел и даже танцевал. Но все самое интересное происходило в нескольких шагах от главной площади города, в так называемом Черном проезде Эрмитажа. Журналистов и телекамер собралось больше, чем бывает на открытии любой громкой выставки музея.

В Эрмитаж вернулись задержанные на таможне произведения искусства | ФОТО Людмилы ВОЛКОВОЙ

ФОТО Людмилы ВОЛКОВОЙ

Ждали фуру, которая должна была привезти произведения искусства из Эрмитажа, музеев-заповедников «Павловск», «Гатчина» и «Царское Село», принимавшие учас­тие в выставке «Гран тур. Мечта об Италии от Венеции до Помпей». Они, как уже знают наши читатели, возвращались в Петербург через Финляндию и были задержаны на таможне почти на неделю. На границе также застряли грузовики с экспонатами ГМИИ им. А. С. Пушкина и Третьяковской галереи.

Спустя несколько дней переговоров финские власти объявили, что у Финляндии нет никаких причин удерживать музейные экспонаты России, это подтвердила и Еврокомиссия. Последняя остановка ценного груза была в Шушарах.

Вчера ровно в час дня белая фура с надписью Fragile (хрупкое) въехала в Черный проезд Эрмитажа. Как пояснила главный хранитель музея Светлана Адаксина, в фургоне в ящиках девять экспонатов из Эрмитажа, по одному — из «Гатчины» и «Царского Села», около десяти вещей — из «Павловска».

Таможенник внимательно осмот­рел и срезал печати и пломбы, дверцы распахнулись. Деревянные ящики осторожно погрузили на тележки и завезли в здание музея.

Возвращение_Волкова.jpg

ФОТО Людмилы ВОЛКОВОЙ

По правилам, первые сутки пос­ле долгого пути произведения не распаковывают. Они должны привыкнуть к температуре и климату. Особенно подвержена воздействию перепада температур и влажности живопись. 

Поэтому на глазах у журналистов вскрыли только один ящик, в котором путешествовала ­скульптура «Флора» Антонио Кановы. Первыми ее осмотрели хранители, ­реставраторы и Михаил Пиотровский.

Это возвращение третьей выставки Эрмитажа в последнее время, — сказал директор музея. — Я хочу сердечно поблагодарить сотрудников посольства России в Финляндии, Министерство иностранных дел, Министерство культуры, Федеральную таможенную службу, МИД Финляндии и наших партнеров в Италии и во Франции, которые все вместе слаженной работой подтвердили очень важную вещь — в нынешнем действующем международном праве культурный обмен и выставочный обмен имеют особый статус. И не подчиняются, по крайней мере на сегодня, даже санкционным требованиям. Это очень важно.

Директор Эрмитажа напомнил и о значении выставки, которая проходила в Милане, о том, что культурные связи России и Италии имеют давнюю историю.

Это обычай XIX века, когда представители знати, чтобы стать приличными людьми, должны были приехать в Италию и ознакомиться с итальянскими древностями. И огромную роль в этом играла как раз русская знать, которая собирала коллекции, — отметил Пиотровский. Он подчерк­нул, что «выставка — это был некий русский флаг, развевающийся в галерее в Милане. В этом один из смыслов тех выставок, которые мы делаем».

Глава музея сказал, что у Эрмитажа есть еще выставки, которые готовятся к возвращению, но из соображений безопасности рассказывать о них он пока не будет.

#Эрмитаж #возвращение #искусство

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 65 (7148) от 12.04.2022 под заголовком ««Флора» вернулась домой».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?