В Музее искусства Петербурга XX – XXI веков открылись три персональные выставки

В Музее искусства Санкт-Петербурга XX – XXI веков (МИСП) открылись три персональные выставки, которые гармонично дополняют друг друга. Иван Петровский, неизвестный мастер 1930‑х годов, представлен в основном графическими работами. Валентина Рахина — художница из группы «Одиннадцать», созданной в 1970‑е годы, — яркими, насыщенными цветом, картинами. Алла Давыдова — активно работающий современный автор, которая сочетает в своем творчестве гобелен и станковую живопись.

В Музее искусства Петербурга XX – XXI веков открылись три персональные выставки | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Выставка «Открывая прошлое» Ивана Петровского (1902 – 1941) готовилась несколько лет. Биография художника укладывается в несколько строк. Учеба на рабфаке ВХУТЕМАСа в Москве, потом поступление в Академию художеств в Ленинграде. Петровский попал в вуз в 1930 году, как раз в то время, когда там насаждался так называемый бригадный метод обучения. Одну картину, разделенную на «квадратики», создавала бригада студентов. Кому что достанется. Лучшие профессора академии протестовали, и через два года был возвращен индивидуальный метод. Петровский не стал ждать. Но без диплома он не мог претендовать ни на серьезные заказы, ни на выставки. Перебивался случайными заработками. Именно тогда он встретил Тамару Хмельницкую, юного филолога, ученицу Юрия Тынянова и Виктора Шкловского. Она стала музой и женой художника, они счастливо прожили десять лет. В сентябре 1941 года Петровский ушел в народное ополчение и погиб под Стрельной в первом бою.

Хмельницкая долгие годы хранила наследие мужа и в 1993 году передала МИСП более двухсот его рисунков и картин. Они потребовали длительной кропотливой реставрации, чтобы теперь часть из них смогли впервые увидеть любители искусства.

На вернисаже Наталия Козырева, заведующая отделом рисунка Русского музея, на мой вопрос, о чем выставка Петровского, ответила: «О любви». Все свое мастерство рисовальщика художник вложил в изображения жены. Рисунки «Читает на диване», «Сидящая», «Завтрак. Чашка чая», а также живописные портреты образуют трепетную серию.

Еще две серии рисунков (в первую вошли «Марш», «Концерт», «Оркестр», во вторую — «Дровосек», «Уборка сахарного тростника») показывают другого Петровского, кинематографичного, экспрессивного, освоившего уроки русского авангарда. Возможно, это были эскизы декораций для театра или мюзик-холла. О самих постановках ничего не известно.

Выставка «Просто о жизни» Валентины Рахиной (1932–2013) посвящена 90‑летию со дня рождения художницы. Она ничего не выдумывала, всегда рисовала с натуры, но не копировала. Из всей группы «Одиннадцать» для нее единственной цвет был главной ценностью. Сочная, только что не тропическая зелень на картине «Таврический сад», яркие платья внучки и ее игрушки в сюжете «Девочка с куклой», хлеб, кувшин и снедь в натюрморте «У озера». Основную часть произведений Рахиной предоставили для выставки наследники художницы.

Алла Давыдова назвала свой проект «Воздушные пути». Отсылка к Борису Пастернаку, который говорил об этих путях как преодолении границ, не случайна. В последние годы Давыдова совмещает занятия гобеленом и живописью. Для нее важно сделать осязаемыми понятия времени и памяти. Отсюда серия миниатюрных гобеленов «Семейный альбом», созданная на основе домашнего фотоархива. Девочка, стоящая рядом с игрушечным верблюдом, и два брата в белых костюмчиках с большими разноцветными бантами, «переведенные» с фотобумаги в разноцветные нити, становятся нашими современниками.

В гобелене «Гибель Атлантиды» художница соединяет вытканные колонны, затапливаемые морем, вплетая в них две реальные щепки, отполированные морской водой. Получается очень личная история о древней цивилизации. Двумя картинами с изображениями ночного экспресса «Петербург— Москва» (вид в коридоре спального вагона и мчащийся состав с дачной платформы) Давыдова возвращает нас в XXI век.


#музей #выставка #художники

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 64 (7147) от 11.04.2022 под заголовком «Портреты жены художника».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?