В Доме архитектора открылась выставка о современном церковном зодчестве
В Доме архитектора (Большая Морская улица, 52) открылась третья выставка «Современное церковное зодчество: Санкт-Петербург». Она объединила проекты, созданные в 2016 – 2021 годах мэтрами и студентами, как реализованные, так и оставшиеся на бумаге. Пока на бумаге.
РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА
Как сообщил «Санкт-Петербургским ведомостям» Кирилл Яковлев, архитектор, организатор выставки, коллеги проявили активность. Для того чтобы разместить 70 проектов 30 авторов, пришлось занять дополнительный зал парадной анфилады особняка Александра Половцова.
Выставка петербургской церковной архитектуры проводится один раз в пять лет. Как и прежде, в нее дополнительно включаются проекты, созданные петербуржцами для других городов и гостями – для Северной столицы.
По мнению Яковлева, со времени первой выставки, которая состоялась в 2011 году и представляла проекты, созданные в предыдущие двадцать лет, качество работ заметно выросло. Петербургская школа храмового зодчества остается традиционной, она ориентируется в основном на русский классицизм рубежа XVIII – XIX веков и неорусский стиль начала ХХ века.
Отец Александр (Федоров), профессор кафедры истории и теории архитектуры в Академии художеств, отметил, что современное петербургское церковное здание должно сочетать верность традиции и поиски новых стилевых возможностей. По просьбе нашей газеты он показал два примера. Храм Алексия строится в Белоострове по проекту архитектурной мастерской «М119». Облик простого, прямоугольного в плане здания выглядит современным. Выразительность достигается за счет разной формы окон и сложного профиля кровли. Учитывая, что поблизости находятся индивидуальные жилые дома высотой до 8 метров, высота храма – 17 метров. Он вписан в градостроительный и природный контекст. Отец Александр особо выделил стенд с работами третьекурсников кафедры архитектуры Горного университета. В частности, проект храма высотой 40 метров на углу улиц Ворошилова и Латышских Стрелков, созданный Елизаветой Ковалевич. За счет портала, повторяющего в уменьшенном размере форму фасада, отделанного травертином, и вытянутых вертикальных окон создается выразительный облик здания.
Владимир Григорьев, председатель КГА, главный архитектор Петербурга, сообщил на вернисаже, что храмы вызывают наименьшие проблемы при согласовании архитектурно-градостроительного облика в проектах зданий. Церкви украшают современную жилую застройку. Важно, чтобы при проектировании храмов архитекторы усмиряли гордыню, естественную для всех творческих людей.
Для тех, кого интересуют градостроительные вопросы, будут любопытны два эскизных проекта. Архитектор Андрей Анисимов предложил построить храм в память об утраченном храме Спас-на-Водах на набережной Гребного канала (Крестовский остров). Понятно, что место совсем другое (Спас-на-Водах стоял на Ново-Адмиралтейском острове). Поэтому Анисимов спроектировал не копию, а напоминание об утрате начала 1930-х годов. Храм высотой 21 метр, по замыслу автора, должен стать частью церковного комплекса.
Архитектор Михаил Мамошин показывает эскиз храма Георгия Победоносца на углу улиц Кораблестроителей и Мичманской. Традиционный пятикупольный храм отсылает к петербургскому классицизму.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 92 (6930) от 25.05.2021 под заголовком «Усмиряя гордыню».
Комментарии