В чрево чудовища. Что человек мира снимал в Чернобыле

На фотографии - давно заброшенное помещение, где на стене висят ржавые электрические часы. Они показывают 1 час 23 минуты. Этот снимок фотографа Герда Людвига сделан в аппаратной четвертого блока Чернобыльской АЭС. Даже через много лет после катастрофы там можно находиться несколько секунд.

В чрево чудовища. Что человек мира снимал в Чернобыле | Припять. Василина. РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Припять. Василина. РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Музейно-выставочный центр «РОСФОТО» в Петербурге показывает сто снимков Людвига, которые он сделал в 1993 - 2013 годах во время нескольких поездок в чернобыльскую зону. Серии фотографий объединены общим названием «Длинная ночь Чернобыля». Герд определил свою миссию в этом проекте так: «Освещая событие, я встречал многих неравнодушных и отважных людей, которые позволили мне показать их страдания только лишь в надежде, что таких трагедий, как чернобыльская, удастся избежать в будущем».

Людвиг родился в 1947 году в Германии, начинал изучать немецкую литературу в знаменитом Марбургском университете. Однако оставил филологию - путешествовал по миру, подносил кирпичи на стройках, работал мойщиком посуды... Вернувшись, занялся фотографией, основал собственное агентство. В 1984 году переехал в США, стал снимать для журнала National Geographic, который и командировал Людвига в чернобыльскую зону.

Серию «Внутри реактора № 4» фотограф предварил такими словами: «Надев защитное снаряжение, вооружившись суперсовременным счетчиком Гейгера, я последовал за группой из шести сотрудников в самое чрево чудовища. Уровень радиации в этом месте был так высок, что, несмотря на всю амуницию, доступ туда ограничен 15 минутами в день». Автопортрет показывает Герда перед заходом на территорию реактора при «полном параде». На остальных снимках этой серии люди спокойно делают свою ежедневную работу: разрушенный блок АЭС требует постоянного контроля.

Пронзительны фотографии пожилых людей, которым через несколько лет после катастрофы разрешили вернуться в свои дома. Иван и Гапа выращивают помидоры, в основном они питаются с огорода. Старики предпочли жить с радиацией, но в своих домах. Другие приезжают раз в год после Пасхи навестить родные очаги, могилы родственников, похороненных там еще до катастрофы.

Несколько пейзажей демонстрируют, как природа поглощает сельскую цивилизацию в зоне. Деревянные домики едва угадываются в зарослях. В Припяти, бывшем городе атомщиков, деревья выросли в школьных кабинетах, среди спешно брошенных парт и учебников...

Финальная часть выставки посвящена туризму. С 2011 года зона открыта для посещения. И вот на кукол, оставленных детьми Припяти, какие-то глупые шутники надевают брошенные рядом противогазы. Кто-то повесил под потолок противогаз, чтобы делать с ним селфи. Гид Василина, 22 лет от роду, вставила в глаз декоративную пластиковую линзу со значком радиационной опасности. Человеческая трагедия становится шоу-бизнесом. Только группа печальных японских туристов из Фукусимы со счетчиками напоминает о том, что 33 года назад произошла трагедия.

На вопрос «Санкт-Петербургских ведомостей» об отношении к атомной энергетике Людвиг высказал личное мнение: раз технологии достигли такого уровня, что мы не можем их контролировать, то АЭС должны быть запрещены. Как и ядерное оружие.

#фотография #выставка #Чернобыль

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 148 (6501) от 13.08.2019 под заголовком «В чрево чудовища».


Комментарии