В чрево чудовища. Что человек мира снимал в Чернобыле
На фотографии - давно заброшенное помещение, где на стене висят ржавые электрические часы. Они показывают 1 час 23 минуты. Этот снимок фотографа Герда Людвига сделан в аппаратной четвертого блока Чернобыльской АЭС. Даже через много лет после катастрофы там можно находиться несколько секунд.

Припять. Василина. РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА
Музейно-выставочный центр «РОСФОТО» в Петербурге показывает сто снимков Людвига, которые он сделал в 1993 - 2013 годах во время нескольких поездок в чернобыльскую зону. Серии фотографий объединены общим названием «Длинная ночь Чернобыля». Герд определил свою миссию в этом проекте так: «Освещая событие, я встречал многих неравнодушных и отважных людей, которые позволили мне показать их страдания только лишь в надежде, что таких трагедий, как чернобыльская, удастся избежать в будущем».
Людвиг родился в 1947 году в Германии, начинал изучать немецкую литературу в знаменитом Марбургском университете. Однако оставил филологию - путешествовал по миру, подносил кирпичи на стройках, работал мойщиком посуды... Вернувшись, занялся фотографией, основал собственное агентство. В 1984 году переехал в США, стал снимать для журнала National Geographic, который и командировал Людвига в чернобыльскую зону.
Серию «Внутри реактора № 4» фотограф предварил такими словами: «Надев защитное снаряжение, вооружившись суперсовременным счетчиком Гейгера, я последовал за группой из шести сотрудников в самое чрево чудовища. Уровень радиации в этом месте был так высок, что, несмотря на всю амуницию, доступ туда ограничен 15 минутами в день». Автопортрет показывает Герда перед заходом на территорию реактора при «полном параде». На остальных снимках этой серии люди спокойно делают свою ежедневную работу: разрушенный блок АЭС требует постоянного контроля.
Пронзительны фотографии пожилых людей, которым через несколько лет после катастрофы разрешили вернуться в свои дома. Иван и Гапа выращивают помидоры, в основном они питаются с огорода. Старики предпочли жить с радиацией, но в своих домах. Другие приезжают раз в год после Пасхи навестить родные очаги, могилы родственников, похороненных там еще до катастрофы.
Несколько пейзажей демонстрируют, как природа поглощает сельскую цивилизацию в зоне. Деревянные домики едва угадываются в зарослях. В Припяти, бывшем городе атомщиков, деревья выросли в школьных кабинетах, среди спешно брошенных парт и учебников...
Финальная часть выставки посвящена туризму. С 2011 года зона открыта для посещения. И вот на кукол, оставленных детьми Припяти, какие-то глупые шутники надевают брошенные рядом противогазы. Кто-то повесил под потолок противогаз, чтобы делать с ним селфи. Гид Василина, 22 лет от роду, вставила в глаз декоративную пластиковую линзу со значком радиационной опасности. Человеческая трагедия становится шоу-бизнесом. Только группа печальных японских туристов из Фукусимы со счетчиками напоминает о том, что 33 года назад произошла трагедия.
На вопрос «Санкт-Петербургских ведомостей» об отношении к атомной энергетике Людвиг высказал личное мнение: раз технологии достигли такого уровня, что мы не можем их контролировать, то АЭС должны быть запрещены. Как и ядерное оружие.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 148 (6501) от 13.08.2019 под заголовком «В чрево чудовища».
Материалы рубрики
Вернисаж: выставки в Петербурге с 25 марта
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии