В Большом зале Петербургской филармонии стартовала «Ленинградская музыкальная весна»
Фестиваль стартовал в 58‑й раз. Концерт открытия фестиваля, по традиции, связал работы наших современников Игоря Воробьева и Николая Мажары с произведениями ленинградских классиков Бориса Клюзнера и Сергея Слонимского.

ФОТО Leyla M on Unsplash
«Ленинградская весна» продолжает оставаться фестивалем премьер», — отметил в своем вступительном слове его художественный руководитель Антон Танонов. Действительно, прозвучавшие в исполнении Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии произведения четырех поколений ленинградских композиторов или были премьерами, или очень давно не звучали в нашем городе. Дирижировал Анатолий Рыбалко.
Пожалуй, самым ожидаемым событием концерта стала петербургская премьера 29‑й симфонии Сергея Михайловича Слонимского, классика советской, русской музыки, одного из наиболее значимых отечественных композиторов и в то же время нашего современника (его не стало в 2020 году). Написанная в 2010 году 29‑я симфония — одно из поздних его творений в этом жанре, который в творчестве композитора обрел новую жизнь (всего Слонимский написал 34 симфонии). Симфония, вобравшая философские искания последних лет, длится всего 20 минут, но при этом она четырехчастная и написана в неоклассическом стиле, напоминающем «Классическую» симфонию Прокофьева. Быстрые и медленные части в симфонии чередуются, но довольно неожиданно начинается она с лирического Andante, сменяющегося Prestissimo, далее опять медленное Adagio и, наконец, искрометное финальное Presto. Возможно, танцевальная стихия быстрых частей не всегда проста и безоблачна, но игра оркестровых красок и тембров завораживает и дает себя проявить оркестру. Тем удивительнее, что такое яркое и «обреченное на популярность» произведение, прозвучав в Москве в 2013 году, так долго дожидалось исполнения в родном городе.
Симфонии предшествовал Концерт для фортепиано с оркестром Бориса Клюзнера (1909 – 1975) — ученика М. Ф. Гнесина и Д. Д. Шостаковича. Концерт был написан в 1939 году и исполнен в 1941‑м на сцене Большого зала, а его автор, недавний выпускник Консерватории, прошел Великую Отечественную войну. Творческое наследие Клюзнера включает четыре симфонии и четыре инструментальных концерта, а также большое количество камерных сочинений. К его произведениям обращались такие дирижеры, как Е. Мравинский, К. Зандерлинг, А. Янсонс, солисты М. Хальфин, Б. Гутников, Т. Николаева, Г. Кремер, их высоко ценили Д. Шостакович, И. Дунаевский, Б. Тищенко, у Слонимского есть Трио памяти Клюзнера.
Однако сегодня его творчество незаслуженно забыто. А партитура Фортепианного концерта и вовсе была утеряна и чудом восстановлена, так что слушатели оказались свидетелями второго рождения этого безусловного шедевра.
Концерт Клюзнера оказался не только самым большим произведением вечера по своей временной протяженности (классические три части позднеромантического инструментального концерта), но и по драматизму, патетике, суровой красоте. И надо отдать должное Николаю Мажаре, композитору и пианисту, прекрасно этот концерт исполнившему, продемонстрировав огромную работу по его подготовке. Публика слушала буквально затаив дыхание, ощущая соприкосновение с чем‑то значительным и величественным.
Николай Мажара, родившийся в 1977‑м, представлял молодое поколение петербургских композиторов, Игорь Воробьев, празднующий в этом году 60‑летие, — зрелый творец, профессор Санкт-Петербургской консерватории, чья музыка звучит не только в нашей стране, но и за рубежом. Петербургская премьера его симфонической поэмы для органа и оркестра «Остается лишь свет…», посвященная героям Сталинградской битвы (солировал Юрий Семенов), была связана, конечно, с 80‑летием Победы, дату широко отмечают в Филармонии. Сочинение, достаточно консервативное по своему языку, интересное сочетанием симфонического оркестра и органа, прекрасно вписалось в концепцию традиционной «Ленинградской весны», основанной в 1965‑м Андреем Петровым.
Нынешняя «Весна» продлится до 25 мая и представит творчество наших современников традиционно в Дубовом зале Союза композиторов, а также на других площадках города, среди которых впервые появятся Концертный зал Мариинского театра и зал Стравинского.
Читайте также:
В Музее Академии художеств открылась выставка Веры Мыльниковой «Мистерии»
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 82 (7904) от 12.05.2025 под заголовком «Открытия музыкальной весны».
Комментарии