В Большом и Малом залах Филармонии внедрили обновленную систему «Говорящий город»

Спроси вас, какие двери у Санкт-Петербургской академической филармонии имени Д. Д. Шостаковича, — может, и не вспомните. Для слепого человека Филармония начинается со звучащего скороговоркой сообщения на мобильнике: «Две двустворчатые двери друг за другом по прямой»…

В Большом и Малом залах Филармонии внедрили обновленную систему «Говорящий город» | Мощный бюст Баха виден издалека. Незрячему, чтобы «рассмотреть» памятник, нужно приблизиться вплотную. / Фото автора

Мощный бюст Баха виден издалека. Незрячему, чтобы «рассмотреть» памятник, нужно приблизиться вплотную. / Фото автора

В Большом и Малом залах внедрили обновленную систему «Говорящий город». Слепым и слабовидящим она уже знакома: ориентирует на остановках транспорта, в самом транспорте, внутри и снаружи зданий. Теперь делает более доступным тот вид искусства, который для человека без зрения вообще‑то доступен даже больше, чем иному зрячему.

Известна компенсирующая способность, которая может делать слух острее. Наслаждаться живым исполнением мешало лишь то, что добраться до него без посторонней помощи трудно. Теперь легче.

Филармония предварительно изучила, кому «доступность» нужна в первую очередь, поясняет Мария Угрюмова, здешний специалист по доступной среде.

Скажем, к посетителям с ментальными особенностями подход нужен индивидуальный: не каждому понравятся яркий свет, громкий звук, скопление людей. То же касается людей с нарушениями слуха. В Большом и Малом залах не установить индукционные петли — специальные устройства, которые гасят посторонние звуки и позволяют сосредоточиться на музыке: помещения слишком велики. Правда, эта досадность не смутила одну слабослышащую: на моноспектакле она попросила повесить усилитель звука прямо на артиста, тот согласился — все остались довольны. Однако это все‑таки исключение.

В основном Филармония сосредоточилась на людях с нарушениями опорно-двигательного аппарата или зрения.

Еще в 2006 году в Большом зале появились подъемные платформы и лифты, и для учреждения в историческом здании их обустройство было морокой: куча согласований и трат. Теперь в Филармонии лишь просят маломобильного слушателя предупредить о своем визите, чтобы ему нашли удобное место — не каждое подойдет. Сейчас уже для Малого зала оборудуют аппарели и надеются согласовать обустройство лифта.

Слабовидящих и незрячих Филармония и раньше информировала, как положено: табличками со шрифтом Брайля. Но они не укажут, где вход, не сориентируют внутри. Еще в 2016‑м здание обзавелось радиоинформатором и звуковым маячком — такие коробочки над входом, они звуком задают нужное направление. По ГОСТу это называется «сис­тема радиоинформирования и звукового ориентирования». К ней подключены в Петербурге ряд учреждений, некоторые объекты культуры, в том числе Иса­акиевский собор, Спас-на-Крови, Театр музкомедии и театр «На Литейном», часть музеев, биб­лиотека для слепых. Ориентируют, где вход в здании и в нем самом, но внутри все‑таки надежды больше на сопровождающего.

Филармония замахнулась на то, чтобы незрячий мог прийти сюда и сам. Во-первых, больше направляющих устройств внутри здания. Во-вторых, есть историческая справка. Внедрение обновленной системы «Говорящий город» оплатил крупный банк. Сколько стоило, не говорят: просто из ежегодной спонсорской помощи выделили нужную сумму.

Как напоминает Мария Ромашова, гендиректор компании, создавшей систему «Говорящий город», проект петербургский, но за десять с лишним лет развернулся в 43 регионах. Поначалу задачей было просто сделать безопаснее переход улиц. Так появились «говорящие» светофоры. Затем «заговорили» наземный транспорт, метро и здания.

Максим Озеров, библиотекарь издательского отдела Центральной библиотеки для слепых и слабовидящих — опытный пользователь системы. Правда, светофоры хвалит, а в транспорте ориентируется, как говорит, с помощью «консервативного метода» — у горожан спрашивает. Современные трамваи тихие, незрячему это не очень удобно: в шуме города не расслышать, как транспорт подходит к остановке. Путешествие в Филармонию Максим Озеров уже освоил.

Часть системы «Говорящий город» — мобильное приложение. Оно бесплатное, в нем и самоучитель имеется. Неподалеку от входа в Филармонию мобильник попадает в зону действия радиотрансивера — проще говоря, приемопередатчика. Такая коробочка над входом. Мужской голос из мобильника тараторит в наушники: «Итальянская улица, дом 9, главный вход…». Тараторит, потому что Максим для оперативности ускорил воспроизведение на 68 %.

«Правые створки дверей открываются на себя, за ними тамбур с лестницей в вестибюль…» — торопливо информирует аудиогид. Проинформированный посетитель активирует через приложение звуковой маячок — тоже приспособ­ление у входа. Он начинает издавать пиликающие сигналы, Максим «на звук» проходит в двери.

Такие же устройства стоят в разных местах Филармонии, посетитель движется до гардероба, поднимается по центральной лестнице. «Бронзовый бюст композитора… высота постамента 120 см…» — сообщает в наушники (то есть никому не мешая) аудиогид. Это про памятник Иоганну Себастьяну Баху напротив концертного зала. Можно его осмотреть. Незрячий «осматривает» на ощупь.

Если время до концерта осталось, можно послушать историческую справку. Филармонии есть что о себе рассказать: тут выступали Лист, Берлиоз, Римский-Корсаков, Чайковский. И, наконец, направляемся по сигналу в концертный зал наслаждаться уже совсем другими звуками.

#Филармония #слабовидящие #незрячие

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 111 (7440) от 21.06.2023 под заголовком «Говорит и показывает Филармония».


Комментарии