Встречающий вечность. Страна простилась с великим дирижером

Юрий Темирканов больше никогда не выйдет на сцену своего любимого Большого зала Филармонии, которой верно служил. С этой мыслью трудно смириться, хотя маэстро приучал петербургскую публику к своему уходу медленно и верно, год за годом, месяц за месяцем сокращая количество концертов со своим участием.

Встречающий вечность. Страна простилась с великим дирижером | ФОТО Dmitri Lovetsky/AP/ТАСС

ФОТО Dmitri Lovetsky/AP/ТАСС

Так он словно бы заставлял слушателей сильно по себе соскучиться, всегда оставаясь долгожданным, и давал понять, что не стоит час­тить в искусстве, где гонка за показателями и статистикой не ведет ни к чему хорошему, прежде всего для самого художника. Музыка не повод для суеты и должна готовиться неторопливо, вдумчиво, ювелирно — примерно так же, как пишется картина, а Юрий Хатуевич любил живопись, сам любил рисовать. Его знаменитый автограф представлял собой шаржированный профиль — с чувством юмора, иронии и самоиронии у него никогда не было проблем, он любил смеяться и шутить.

Менеджмент Темирканова берег его для зарубежных гастролей, которые заслуженный коллектив совершал в лучшие годы по несколько раз в сезон. Заграничных гастролей всегда было больше, чем гастролей по России. Парадоксально, но факт: первый выезд в российские города случился лишь в 2006 году, и это был первый исторический тур по Сибири, в Иркутск, Тюмень, Ханты-Мансийск, где знаменитый ленинградский коллектив встречали стоячими овациями. Маэстро был счастлив оказаться на Байкале, где его встречал друг Денис Мацуев на своем фестивале «Звезды на Байкале».

Когда случилась пандемия и для оркестра закрылись двери зарубежных концертных залов, Юрий Темирканов окончательно ушел в затворничество, лишь изредка посещая Большой зал для встреч на репетициях. Маэстро был человеком мира, называл Италию страной, в которой обязан побывать каждый уважающий себя музыкант. В Парме он оказался единственным российским дирижером, удостоенным чести принять участие в 2013 году в торжествах, посвященных Верди, и быть записанным с оперой «Травиата» в серии всех опер композитора. Именно этой самой популярной оперой Верди молодой маэстро дебютировал и в Ленинградском Малом оперном. В 2010 – 2012 годах Юрий Темирканов был музыкальным директором Королевского театра Пармы, а в 2015-м получил звание почетного пожизненного дирижера Национальной академии Санта-Чечилия в Риме. Единственная русская скрипачка в этом оркестре Светлана Норкина так вспоминает его визиты: «Маэстро Темирканов исполнял с нами только русский репертуар. Работать с ним было настоящим праздником, он всегда был в прекрасном расположении духа, улыбался, весело общался с музыкантами как с друзьями. Репетиции с ним начинались позже и заканчивались раньше. Маэстро творил, и вдохновленный оркестр отвечал ему тем же. В день смерти маэстро Паппано посвятил ему свой концерт».

Свой первый зарубежный тур Темирканов совершил после победы на II Всесоюзном конкурсе дирижеров вместе с Кириллом Кондрашиным, Давидом Ойстрахом и оркестром Московской филармонии. В 1967‑м для дебюта молодого дирижера-победителя с заслуженным коллективом была выбрана программа, куда вошли не только Первая симфония Шостаковича и Первый концерт для скрипки с оркестром Прокофьева с солистом Борисом Гутниковым, но и «Вариации и фуга на тему Перселла» Бриттена, который стал любимым композитором Темирканова, но исполнял он его нечасто.

С 1979‑го Юрий Хатуевич был главным приглашенным дирижером Филадельфийского и Лондонского королевского филармонического оркестра, с 1992-го по 1998-й — главным дирижером Королевского оркестра, с 1988-го по 2008-й главным приглашенным дирижером Датского радио (Копенгаген), с 1992-го по 1997-й — главным приглашенным дирижером Дрезденского филармонического оркестра, с января 2000-го по 2006-й — главным дирижером и худруком Балтиморского симфонического. Он постоянно проводил мастер-классы в Институте Кертиса в Филадельфии, об одном из которых вспоминает сегодня маэстро Пааво Ярви: «Это был один из величайших дирижеров ХХ века, настоящий маэстро в старом смысле этого слова, большой специалист в области русской музыки, выдающаяся, грандиозная личность, каких в наше время остается все меньше. Никогда не забуду встречи с ним в школе Кертиса, когда он приезжал работать с Филадельфийским оркестром дирижировать «Петрушку» Стравинского, и это был лучший «Петрушка», которого мне когда‑либо довелось услышать». Юрия Темирканова и его оркестр ждали в Европе и за океаном прежде всего с программами русской музыки — Чайковским, Рахманиновым, Прокофьевым, Шостаковичем, Стравинским…

В историю он и вошел как один из лучших, а в какой‑то степени и лучший интерпретатор русской симфонической музыки XIX – XX веков. Он прекрасно отдавал себе отчет, что ставит «Евгения Онегина» и «Пиковую даму» Чайковского в Кировском театре как непрофессиональный режиссер, но уж очень ему хотелось услышать и увидеть сочинения любимого композитора во всем следовавшими букве пушкинского слова. Он мечтал исполнить всего Малера, но мечте не было суждено осуществиться. Четырем симфониям Брамса повезло больше, каждую он дирижировал так, что выявлял в них тонкие внутренние связи с русской кантиленой. Темирканов никогда не гнался за репертуаром, предпочитая играть любимое. Так же, как приглашать на свой фестиваль «Площадь искусств» только друзей, проверенных временем, прекрасно понимая, что в мире кроме них есть много очень хороших музыкантов, а жизнь коротка и надо насладиться встречами с любимым. Поэтому на венских классиков — Моцарта, Бетховена, иногда Гайдна у него всегда находилось время и желание. Любил Дворжака, Равеля, Дебюсси, Шумана, Шуберта, Элгара, редко Россини.

С современной и новой музыкой у Темирканова были прохладные отношения, и на вопросы об этом отвечал, что у него еще достаточно работы, чтобы разобраться с неосвоенным наследием прошлого. Однако исключением в репертуаре была музыка Гии Канчели — большого друга маэстро, близкого ему по духу, философскому отношению к жизни, в которой трагедия и комедия часто идут рука об руку.

Маэстро всегда любил жизнь, но никогда не забывал играть и о смерти, понимая, что она — неизбежная ее часть. Поразительно, но в прог­рамме последнего концерта Юрия Темирканова со своим оркестром на сцене Большого зала Филармонии была Четвертая симфония Брамса, в которой тема прощания с жизнью является драматургически определяющей, и «Песни об умерших детях» Малера, в которых солировал выдающийся немецкий бас-баритон Маттиас Герне. А сам концерт он посвятил памяти Мариса Янсонса. Певец-философ Герне сказал о нем почти как Гете в разговорах с Эккерманом: «Маэстро Темирканов — легендарный дирижер. В этом уходящем поколении музыкантов восхищает глубина процесса сотворения музыки. Сегодня очень мало дирижеров могут себе позволить такое «рукописное» искусство, которым способны заниматься без усилий, никому ничего не доказывая, щедро делясь своей мудростью».


#дирижер #филармония #память

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 209 (7538) от 06.11.2023 под заголовком «Встречающий вечность».


Комментарии