В библиотеке «ШКАФ» открылась выставка фотографий античной архитектуры
В библиотеке «ШКАФ» (улица Маршала Тухачевского, 31) работает выставка «Рукотворная подлинность. Античная архитектура в объективе Максима Атаянца», на которой показаны 22 фотографии, сделанные в разных странах известным петербургским архитектором и художником.

Лептис-Магна. Арка-тетрапилон Септимия Севера. / РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО автора
Как пояснил автор для нашей газеты, идея проекта — показать такие памятники, в которых заложен большой труд археологов и архитекторов. Они собирали разбросанные камни и устанавливали их на свои места. При воссоздании античных памятников это возможно, поскольку основная технология древних — сложенные «на сухую» чисто отесанные блоки правильной формы. У каждого камня было индивидуальное место, которое можно определить. Такая практика реставрации была широко распространена с конца XIX до середины XX века, но продолжается и сейчас.
На вопрос о том, как он сочетает проектирование новых зданий, рисование и фотографирование древних памятников, Атаянц отвечает так: «Я называю все мои занятия «деятельным любованием Античностью». Рисунок и фотография — два разных способа постижения реальности. Обычно в путешествиях я делаю в день 500 – 600 осмысленных кадров и два-три рисунка. Если времени совсем мало, с сожалением перехожу только на фотографию. С учетом веса профессиональной камеры — это тяжелая физическая работа».

Для выставки отобраны снимки, сделанные на разных краях античной «ойкумены». Это римский город Лептис-Магна на территории нынешней Ливии, греческий Селинунт на острове Сицилия, античный храм в Гарни в Армении и поселение Гераса (ныне Джараш) в Иордании. Все они создавались в годы расцвета античной архитектуры: между VI веком до н. э. и началом III века н. э.
Показывая выставку, Атаянц обратил наше внимание на столик, стоящий на рыночной площади в городе Лептис-Магна. Он служил «контрольными весами». На нем сохранились отметки с мерами длины, которыми пользовались в Древнем Риме и Карфагене. Также в столике вырезаны воронки для сыпучих материалов. Снизу воронки затыкали пробками. Покупатель насыпал в воронку приобретенный товар, проверял его объем, а потом открывал пробку и ссыпал содержимое в свою тару. В том же городе сделан снимок «Колоннады возле театра». Эти грандиозные каменные сооружения служили декорациями, а не самим зданием театра, как может показаться современному человеку.
Рассматривая фотографии, задаешься модным нынче вопросом о роли Античности в мировой культуре. Атаянц ответил на него так: «Нынешний преувеличенный интерес к экзотическим по отношению к европейской цивилизации культурам, наверное, стал следствием того, что Античностью перекормили публику с XVI по XIX век. Но Античность от нас и мы от нее никуда не денемся».
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 231 (7314) от 08.12.2022 под заголовком «Контрольные весы до нашей эры».
Материалы рубрики
Музей-заповедник «Сталинградская битва» открыл выставку «Знамена Сталинградской Победы»
В Калининградской области открылся Музей Тильзитского мира
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии