В библиотеке «ШКАФ» открылась выставка фотографий античной архитектуры

В библиотеке «ШКАФ» (улица Маршала Тухачевского, 31) работает выставка «Рукотворная подлинность. Античная архитектура в объективе Максима Атаянца», на которой показаны 22 фотографии, сделанные в разных странах известным петербургским архитектором и художником.

В библиотеке «ШКАФ» открылась выставка фотографий античной архитектуры | Лептис-Магна. Арка-тетрапилон Септимия Севера. / РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО автора

Лептис-Магна. Арка-тетрапилон Септимия Севера. / РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО автора

Как пояснил автор для нашей газеты, идея проекта — показать такие памятники, в которых заложен большой труд археологов и архитекторов. Они собирали разбросанные камни и устанавливали их на свои места. При воссоздании античных памятников это возможно, поскольку основная технология древних — сложенные «на сухую» чисто отесанные блоки правильной формы. У каждого камня было индивидуальное место, которое можно определить. Такая практика реставрации была широко распространена с конца XIX до середины XX века, но продолжается и сейчас.

На вопрос о том, как он сочетает проектирование новых зданий, рисование и фотографирование древних памятников, Атаянц отвечает так: «Я называю все мои занятия «деятельным любованием Античностью». Рисунок и фотография — два разных способа постижения реальности. Обычно в путешествиях я делаю в день 500 – 600 осмысленных кадров и два-три рисунка. Если времени совсем мало, с сожалением перехожу только на фотографию. С учетом веса профессиональной камеры — это тяжелая физическая работа».

Выставка Атаянца2_Пр.jpg
Лептис-Магна. Фрагмент скульптуры с форума Септимия Севера./РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО автора

Для выставки отобраны снимки, сделанные на разных краях античной «ойкумены». Это римский город Лептис-Магна на территории нынешней Ливии, греческий Селинунт на острове Сицилия, античный храм в Гарни в Армении и поселение Гераса (ныне Джараш) в Иордании. Все они создавались в годы расцвета античной архитектуры: между VI веком до н. э. и началом III века н. э.

Показывая выставку, Атаянц обратил наше внимание на столик, стоящий на рыночной площади в городе Лептис-Магна. Он служил «контрольными весами». На нем сохранились отметки с мерами длины, которыми пользовались в Древнем Риме и Карфагене. Также в столике вырезаны воронки для сыпучих материалов. Снизу воронки затыкали пробками. Покупатель насыпал в воронку приобретенный товар, проверял его объем, а потом открывал пробку и ссыпал содержимое в свою тару. В том же городе сделан снимок «Колоннады возле театра». Эти грандиозные каменные сооружения служили декорациями, а не самим зданием театра, как может показаться современному человеку.

Рассматривая фотографии, задаешься модным нынче вопросом о роли Античности в мировой культуре. Атаянц ответил на него так: «Нынешний преувеличенный интерес к экзотическим по отношению к европейской цивилизации культурам, наверное, стал следствием того, что Античностью перекормили публику с XVI по XIX век. Но Античность от нас и мы от нее никуда не денемся».

#выставка #фотография #архитектура

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 231 (7314) от 08.12.2022 под заголовком «Контрольные весы до нашей эры».


Комментарии