В Библиотеке Росси Павловского дворца открылась выставка «Воплощение Credo»

В Библиотеке Росси Павловского дворца открылась выставка «Воплощение Credo», посвященная юбилею Чарльза Камерона.

В Библиотеке Росси Павловского дворца открылась выставка «Воплощение Credo» | ФОТО предоставлено пресс-службой ГМЗ «Павловск»

ФОТО предоставлено пресс-службой ГМЗ «Павловск»

Точная дата его рождения неизвестна. В источниках указывается то 1745, то 1746 год. Допустим, верна последняя, и с восхищением и благодарностью поздравим выдающегося архитектора, которому обязаны столь многим, с 275-летием.

Шотландец по происхождению, выросший в Лондоне, учившийся в Италии, Камерон был страстным поклонником Андреа Палладио и вообще – классических древностей и Ренессанса. Об этой стороне его творческого таланта на выставке рассказывают увражи (роскошные издания большого формата) и печатная графика с изображением памятников древности.

Вера Дементьева, директор ГМЗ «Павловск», сказала на открытии выставки:

Мы показываем вам уникальное собрание проектов архитектора, запечатлевших этапы создания дворца, парка и парковых павильонов в Павловске. Посетители смогут оценить эрудицию и архитектурное воображение Камерона, которого Екатерина II почитала как «великого рисовальщика» и «голову, воспламеняющую воображение».

Ну и продолжение выставки – сам Павловск, его дворец и парк. Над Павловским дворцом и парком работали многие архитекторы, скульпторы, садовники, но главная роль в создании «торжественно-провинциального» Павловска принадлежит Чарльзу Камерону, шотландцу, получившему в 1779 году приглашение от императрицы Екатерины II и рискнувшему приехать в Россию. Именно он сделал Павловск столь не похожим на Петергоф и Царское Село, чьи затейливые постройки в стиле барокко кажутся на фоне суровой северной природы причудливыми игрушками.

Камерон всегда критиковал барокко, считая, что этот стиль «низвел архитектуру до состояния путаницы и испорченности». Он выстроил аристократически простой, золотисто-белый дворец с центральным трехэтажным корпусом, увенчанным плоским куполом на 64 колоннах. Расположенный на высоком берегу Славянки, дворец хорошо виден из всех уголков парка. Колоннады округлых галерей соединяли центральный корпус со служебными, образуя парадный двор, по форме похожий на подкову.

В Павловске поражает гармония архитектуры и природы. Точным расчетам Камерона подчинился даже русский лес, выстроившись по воле автора вдоль проложенных дорог, аллей, тропинок, освободивший места для рощ, полянок и цветников.

Даже случай играл на руку вкусам Камерона. На высоком холме напротив дворца – колоннада Аполлона, построенная им. Сегодня это романтическая руина. Так случилось, что в 1817 году колоннада пострадала от сильной грозы. Но то, что совершила стихия, оказалось так красиво, что решили не восстанавливать колоннаду. Современники говорили, что сам бог Аполлон не мог бы придумать ничего лучшего...


#выставка #библиотека #архитектор

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 190 (7027) от 11.10.2021 под заголовком «Воспламеняющий воображение».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?