В библиотеке имени Маяковского представили энциклопедию «Петровские памятники России. Москва»
В библиотеке имени Маяковского представили историко-культурную энциклопедию «Петровские памятники России. Москва». Над ней более десяти лет работал большой московско-петербургский коллектив, в итоге получилась 500‑страничная энциклопедия альбомного формата.

ФОТО Pixabay
Как подчеркнул один из ключевых участников проекта, писатель, москвовед, координатор общественного движения «Архнадзор» Рустам Рахматуллин, отбирая объекты, составители искали их личную, биографическую связь с Петром, его родственниками, соратниками, в том числе из Немецкой слободы, и даже противниками.
Недаром в число упомянутых мест попали палаты Полтевых на Волхонке, один из владельцев которых, стольник Яков Полтев, высказывался против царя Петра, мол, «разорили нас корабли в конце и в конец нам от кораблей погибнуть». За «слова против кораблей» Полтева пытали, били кнутом, заклеймили каленым железом и на три года сослали в каторгу в Таганрог.
— Связь с Петром удалось проследить у полутора сотен построек Первопрестольной, — отметил Рахматуллин. — Это городские, домовые и полковые храмы, дворцы, жилые здания, монастыри. А еще ведь существует огромная «потаенная Москва», в том числе бывшие усадьбы, оказавшиеся в городской черте…
Представленная книга — первый том книжного свода «Петровские памятники России», над которым работают Санкт-Петербургский институт Петра Великого и Фонд имени Д. С. Лихачева. Второй том будет посвящен Петербургу, третий — Северу и Северо-Западу России, следующие выпуски — центральной, южной России, Уралу и Сибири.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 228 (7312) от 05.12.2022 под заголовком «Москва петровская».
Материалы рубрики
Полтава, вождь и лев. На одной открытке соединились сразу три сюжета
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии