В библиотеке «Бронницкая» представили выставку к столетиям со дня смерти Пушкина, Лермонтова и Крылова

Сегодня может показаться странным, но в прежние времена юбилеи ухода из жизни выдающихся людей отмечали с таким торжеством и размахом, что могло возникнуть ощущение, будто бы речь о годовщинах их рождения. Выставка, развернутая в библиотеке «Бронницкая» (Клинский пр., 17), посвящена столетиям со дня смерти Пушкина, Лермонтова и Крылова. Соответственно, события происходили в феврале 1937 года, июле 1941‑го и ноябре 1944‑го.

В библиотеке «Бронницкая» представили выставку к столетиям со дня смерти Пушкина, Лермонтова и Крылова | Валентин Литовский, исполнивший роль Пушкина в кинофильме «Юность поэта», мечтал поступить в ГИТИС, стать режиссером. Увы, война не дала его планам сбыться./Репродукция. ФОТО автора

Валентин Литовский, исполнивший роль Пушкина в кинофильме «Юность поэта», мечтал поступить в ГИТИС, стать режиссером. Увы, война не дала его планам сбыться./Репродукция. ФОТО автора

К пушкинскому юбилею «Ленфильм» выпустил художественные ленты «Дубровский», «Юность поэта» и «Путешествие в Арзрум», к лермонтовскому — «Маскарад», к крыловскому появилась серия мультфильмов по мотивам его басен.

Фильм «Юность поэта», созданный режиссером Абрамом Народицким и вышедший на экраны в феврале 1937 года, с триумфом был продемонстрирован в том же году на Всемирной выставке в Париже и даже удостоен там золотой медали. Главную роль в нем исполнил 15‑летний московский школьник Валя Литовский.

Судьба многих актеров этого фильма сложилась трагически. Валентин Литовский, служивший в Красной армии на западной границе, погиб в первые же дни войны под Минском. Толя Мурузин, сыгравший Пущина, пропал без вести в августе 1941 года, Олег Липкин, исполнивший роль Дельвига, погиб в бою 18 августа 1943‑го возле деревни Антоновка Смоленской области…

Забегая вперед: писатель и военный корреспондент Яков Хелемский вспоминал, что летом 1944 года в дивизионных тылах, а иногда совсем рядом с передним краем показывали фильм «Юность поэта». «Стоит мне вспомнить раннее лето на Втором Прибалтийском, как перед глазами возникает поляна, окруженная сыроватой чащей. Бойцы стоят, прислонившись к стволам, или сидят на пеньках, а в полумраке мерцает полотно, натянутое между деревьями. И во весь экран — лицо юного Пушкина… Фильм делал свое дело. Валентин Литовский, сраженный в белорусском лесу, продолжал воевать на Псковщине…».

Столетие со дня смерти Лермонтова должны были широко отмечать в июле 1941 года. Естественно, ситуация изменилась, и торжества отменили. Только в некоторых журналах, например, в «Костре», опубликовали подготовленные заранее тексты. Среди экспонатов выставки — архивный документ: план мероприятий, которые должны были пройти в кинотеатрах Ленинграда к 100‑летней годовщине со дня смерти Лермонтова. Провести их не удалось.

Что же касается кинофильма «Маскарад», то режиссер Сергей Герасимов снял его в рекордно короткие сроки — за три с половиной месяца. Основные съемки закончили накануне войны, но некоторые сцены снимали и позже. Кинорежиссер Фридрих Эрмлер называл «Маскарад» лебединой песней довоенного «Ленфильма».

В кинотеатрах фильм появился 17 сентября 1941 года, уже в блокадном городе и, несмотря на военную обстановку, имел большой зрительский успех, не сходя с экранов более полутора месяцев. Показывали его и на фронте. Однако, как отмечают исследователи, широкого общественного резонанса лента не получила, рецензий в прессе почти не появилось: не до того было!..

Каждый фильм в те времена было принято сопровождать сувенирной продукцией. Чтобы зритель, посмотревший ленту, смог унести с собой на память о посещении кинотеатра не только чувства и воспоминания, но и нечто материальное, — рассказывает один из организаторов выставки Вячеслав Кокин, руководитель историко-литературного музея «Вася Теркин».

Издательства выпускали открытки с портретами актеров и кадрами из фильмов, а также миниатюрные «раскладушки» с такими же изображениями. Такие маленькие карточки служили предметами коллекционирования, их вклеивали в альбомы. И сами карточки, и альбомы можно увидеть на выставке.

Кстати, интересный факт: во время войны подобную сувенирную продукцию продолжали выпускать, она пользовалась спросом, а часть средств от ее реализации направлялась в Фонд обороны СССР, — поясняет Кокин. — Когда не хватало почтовых карточек, нередко использовали и кинооткрытки…

Что же касается Ивана Андреевича Крылова, то во время Великой Отечественной войны его произведения фактически приобрели вторую жизнь. Басни обыгрывали на новый лад, высмеивая Гитлера и его приспешников.

К 100‑летней годовщине со дня смерти баснописца студия «Союзмультфильм» выпустила художественные мультфильмы «Орел и крот» и «Синица». Басня «Синица», как известно, высмеивала Наполеона, готовившегося к войне с Россией. По образному выражению баснописца, он собирался «море сжечь». Знаменитый режиссер-мультипликатор Иван Иванов-Вано считал, что эта лента была одной из лучших сатирических работ того времени.

#выставка #фильм #Пушкин #Лермонтов #Крылов

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 116 (7445) от 28.06.2023 под заголовком «Классики на экране».


Комментарии