В Музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме открылась выставка «К слову. Еже писахъ — писахъ»

Впервые для широкой публики представлены 150 рукописей и автографов известных писателей, а также связанные с ними документы из собрания музея.

В Музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме открылась выставка «К слову. Еже писахъ — писахъ» | ФОТО Википедии / Peterburg23 / CC BY 3.0

ФОТО Википедии / Peterburg23 / CC BY 3.0

Название отсылает к предисловию Ахматовой к «Поэме без героя», где она пишет, что ни изменять, ни объяснять текст не будет, приведя библейскую цитату: «Еже писахъ — писахъ» («что написано, то написано»). Для музейщиков важен любой автограф, а если с ним связана какая‑то история, то он ценен вдвойне.

В декабре 1945 года Ахматова встретилась в Фонтанном доме с философом Исайей Берлиным и подарила ему экземпляр сборника «Из шести книг», который был издан пятью годами ранее, но так и не поступил в открытую продажу как «идеологически вредный». От руки Ахматова вписала в книгу стихотворение «Истлевают звуки в эфире», созданное экспромтом по впечатлениям от их разговоров. Много лет спустя вдова Берлина подарила этот раритет музею.

Беловой автограф, возможно, самого знаменитого стихотворения Бориса Пастернака «Гамлет», которое начинается строкой «Гул затих. Я вышел на подмостки», принадлежал Льву Горнунгу, фотографу и мемуаристу. Стихотворение сочинено в 1940‑е годы, после завершения работы над переводом трагедии Шекспира, и тогда же автограф подарен Горнунгу. Позже оно войдет в роман «Доктор Живаго».

Автограф стихотворения «Осенняя песня. Поэма» Николая Гумилева был подарен поэтом юному шахматисту Петру Потемкину. Любопытно, что на нем есть посвящение «Анне Андреевне Горенко». Ахматова говорила, что в этой поэ­ме был впервые создан ее порт­рет. В 1905 году, впервые публикуя текст, Гумилев воздержался от посвящения.

Для любителей русской словесности станет праздником чтение сделанных собственноручно текс­тов Марины Цветаевой и Осипа Мандельштама, Велимира Хлебникова и Николая Олейникова.

Весь цвет русской литературы начала ХХ века оставил свои подписи 11 февраля 1921 года на «Присутственных листах Торжественного собрания памяти А. С. Пушкина». Именно там Александр Блок, которому оставалось жить всего несколько месяцев, произнес ставшую знаменитой речь «О назначении поэта», в которой говорил о легком, веселом имени Пушкин.

Список автографов великих завершает «Песня», сочиненная ­Иосифом Бродским в архангельской ссылке: «Пришел сон из семи сел // Пришла лень из семи деревень». Музей получил этот автограф несколько лет назад от друзей поэта.

Выставка дополнена показом нескольких десятков документов, занимающих отдельное пространство выставочного зала. На мой взгляд, этот раздел сильно перегружен. Хотя интересно разглядывать свидетельство о рождении Бродского, выданное Дзержинском загсом Ленинграда, и свидетельство о «полной реабилитации» Льва Гумилева, которое он получил в 1956 году в Омске. На одном из стендов представлено выданное Ахматовой в 1965 году «Удостоверение на право голосования № 1759 на выборы в Советы депутатов трудящихся РСФСР». В графе «Когда родился» указано: «1893». Но Ахматова появилась на свет в 1889‑м. Либо это была ошибка делопроизводства, либо она решила сделать себя чуть моложе и продиктовала такую дату.


#музей #выставка #писатели

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 116 (7445) от 28.06.2023 под заголовком «Что написано пером».


Комментарии