В Барнауле в Художественном музее Алтайского края открылась выставка «Приглашение к обеду»
Выставка (0+) объединила 66 произведений живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства из коллекции Русского музея.
Логотип Русского музея
Все работы посвящены традициям русского застолья: богатым купеческим и дворянским трапезам, скромным крестьянским обедам или гастрономии советской эпохи. Среди авторов произведений — Андрей Рябушкин, Константин Коровин, Петр Кончаловский, Илья Машков, Зинаида Серебрякова и другие прославленные мастера отечественного искусства.
С кулинарной темой напрямую связан жанр натюрморта. Вплоть до конца XIX века он в отличие от портрета и исторической картины считался «низшим» жанром, что не мешало появляться подлинным шедеврам, например, картине Ивана Хруцкого «Натюрморт со свечой». Многие художники XIX века создавали эффектные полотна, изобилующие историко-этнографическими подробностями. Такова вдохновленная романом Алексея Толстого картина Василия Шварца «Угощение боярина (Князь Серебряный в гостях у боярина Морозова)».
Начало ХХ века было ознаменовано расцветом жанра натюрморта. Прежде всего это касается творчества участников объединения «Бубновый валет». В их роскошных натюрмортах фрукты и овощи, мясо и рыба, хлеб и посуда обретали монументальность и декоративность, свойственные народному искусству.
В послевоенном советском искусстве «гастрономическая» тема нашла самое разнообразное воплощение у Петра Кончаловского («Всякая снедь»), Владимира Стожарова («Натюрморт с квашней»), Василия Яковлева («Натюрморт. Битая дичь (После удачной охоты)» и других художников.
Темы и сюжеты, связанные с едой, и сегодня продолжают привлекать авторов, которые работают в разных жанрах и материалах. На выставке можно увидеть произведения Владимира Козина, Ольги Оснач, Александра Свиязова.
Читайте также:
В Мариуполе открылась планшетная выставка «Сокровищница России — Русский музей»
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 178 (7754) от 23.09.2024 под заголовком «Трапезы радуют глаз».
Комментарии