В Александринском театре прошел вечер современной хореографии «Диалоги»

Вечер современной хореографии «Диалоги» на сцене Александринского театра завершил танцевальную программу международного фестиваля искусств «Дягилев. P. S.».

В Александринском театре прошел вечер современной хореографии «Диалоги» | ФОТО Наташи РАЗИНОЙ/предоставлено пресс-службой фестиваля

ФОТО Наташи РАЗИНОЙ/предоставлено пресс-службой фестиваля

«Диалог» – ключевое понятие для понимания направленности программы. Ее участниками оказались хореографы разных национальных школ и поколений, артисты пяти трупп мира, а главной темой – поиск коммуникации, жажда душевной близости и телесного контакта.

Открылся вечер номером Impromptus – дуэтом из одноименного спектакля Саши Вальц в исполнении Клаудии де Серпа Соарес и Гюн Мо Кима (компания Sasha Waltz & Guests). Чувственный диалог вписан Вальц в строгую геометрическую форму. Основным пластическим мотивом становится шаг: герои неспешно движутся по своим траекториям, расчерчивая пространство и размечая точки взаимодействия. Линии их перемещений то следуют параллельно, то по направлению друг к другу, сближаются, отдаляются, чтобы в финале разойтись окончательно. Дуэт наполнен нетипичной для хореографа чувствительностью и нежностью, особенно в тех моментах, когда партнерша, словно ослепнув, неуверенно «ощупывает» пространство, а партнер бережно поддерживает ее.

Открытием вечера стала 27-летняя канадка Эмма Портнер, чьи работы в России были показаны впервые. Ее творческая деятельность включает хореографию для кинофильмов, постановки в музеях и ведущих мировых танцевальных компаниях, сотрудничество с поп-звездами. «Острова» в изумительном исполнении Уитни Йенсен и Саманты Линч из Национального балета Норвегии отличаются изобретательным, образным танцевальным языком и психологической глубиной. В близком физическом контакте, когда танцовщицы сплетались телами так, что было сложно понять, где чьи конечности, в попытках ограничить свободу другого сомкнутым кольцом рук, притяжениях и отталкиваниях раскрывалась тема болезненной телесной и психологической привязанности с ее конфликтами и разочарованиями.

Настоящим подарком публике стал дуэт из «Джульетты и Ромео» Матса Эка (на снимке сцена из спектакля), чьи некогда радикальные спектакли сегодня являются классикой современного балета. За считанные сценические мгновения хореографу и артистам (Марико Кида и Джонни Макмиллан из берлинского Штаатсбалета) удалось рассказать целую историю любви, полную первых волнующих прикосновений и трагических предчувствий. Сгорбленные спины, широкие вторые позиции, глубокие плие, круговые движения рук, взмывающие ликующие прыжки – фирменные лексические приемы Эка вплетены в богатый психологическими нюансами танец, в котором смешаны физическое влечение и высокая романтика.

Меланхоличный дуэт» «14,20,,»  Иржи Килиана, еще одного классика современного балета, повествует о неумолимом ходе времени и конечности даже самых сильных чувств. Нетипичный для Килиана нервный, построенный на мелкой моторике и повторяющихся движениях танец в исполнении Уитни Йенсен и Лукаса Лима (Национальный балет Норвегии) напоминал горячий спор и заканчивался неожиданно: герои скрывались под черным покрытием пола, будто уходили в небытие, полностью растворившись в темном пространстве сцены.

Animation в постановке Кристал Пайт и исполнении Грегори Лау и Рене Сигуин (компания Kidd Privot) – самый нежный и грустный спектакль вечера. В начальном эпизоде партнерша отчаянно пытается вдохнуть жизнь в неподвижное тело партнера. Их последующий дуэт, полный трепета, влечения и боли, – визуализация воспоминаний, терзающих тело и душу. В острой, геометрической пластике, внезапных замедлениях-ускорениях темпоритма, экспрессивных перегибах торса, позах со смещенным балансом угадывается влияние наставника Пайт – Уильяма Форсайта с его фирменной асимметрией танца и запредельно сложной телесной координацией. В финале мы вновь видим девушку, склонившуюся над обездвиженным партнером.

Парадоксальным взаимодействием музыки и танца запомнилось «Б/олеро» Охада Наарина. Солистки Мааян Шинфелд и Рани Лабзелтер (Batsheva Dance Company) под электронную обработку знаменитого сочинения Мориса Равеля синхронно повторяют простейшие движения, словно заклиная время и пространство. Вместо привычного для многих версий «Болеро» нарастания пластической экспрессии в соответствии с музыкальным развитием драматургия у Наарина строится на постоянной смене кратких танцевальных тем, которые обрываются на полуслове и не приводят к желанной кульминации. Поначалу этот обман ожиданий интригует, но повторяясь на протяжении всей постановки, выглядит однообразным.

Следующий фестиваль должен быть приурочен к 150-летию со дня рождения Сергея Дягилева. Подготовка к этой юбилейной дате началась уже сейчас. В планах организаторов – показы забытых спектаклей Ballets Russes («Ланей» Брониславы Нижинской, «Кошки» Джорджа Баланчина и других).


#театр #Александринский театр #фестиваль #хореография

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 221 (7058) от 25.11.2021 под заголовком «Роскошь общения».


Комментарии