Театральная премия «Золотая маска» представит лучшие постановки

Не пугайтесь! Речь не о защитных или медицинских масках, а о театральных. Национальная театральная премия «Золотая маска» отмечает юбилей, который столь удачно совпал с поголовной маскировкой населения. Объявление «Без маски вход воспрещен» в театральном лексиконе скоро придется заменить на «Без золотой маски на сцену не выходить!».

Театральная премия «Золотая маска» представит лучшие постановки | ФОТО pixabay

ФОТО pixabay

Недавно «Золотая маска» (далее – «ЗМ») объявила номинантов сезона-2020/21, и выяснилось, что выдающихся спектаклей по всей стране накопилось более 80. На осторожные вопросы журналистов: «Не много ли шедевров?» – руководство «ЗМ» разъяснило, что эксперты посмотрели около тысячи спектаклей и выбрали лучшие. Что и говорить: эксперты – настоящие искатели жемчуга (как и называется один из спектаклей-номинантов, постановка Большого театра России по слегка забытой опере незабвенного Бизе).

Все-таки нельзя не восхититься живучестью театрального искусства. Казалось бы, ковид, людям не до театра, а он расцветает пышным цветом. И вовсе не только в столицах. Лонг-лист «ЗМ» доказывает, что достойные премий работы есть в Нижнекамске и Воронеже, Нижнем Новгороде и Перми, Самаре и Екатеринбурге, Тюмени и Казани. Столицы, конечно, лидируют. В список номинантов вошло немало московских опер, балетов, драм и мюзиклов. Петербургские артисты и режиссеры тоже позиций не сдают: я насчитала двадцать спектаклей, поставленных нашими земляками. Нельзя сказать, что сразу же радостно помчалась их пересматривать. Может быть, именно потому, что видела... То, что выловили эксперты, ничего, кроме недоумения, не вызывает. Есть и работы, достойные внимания, их надо бы посмотреть, но возможности никакой: в текущем репертуаре их просто нет. Кто-то из исполнителей болеет, кто-то в кино снимается, какие-то площадки просто не функционируют...

И все же кое-какие спектакли желающие смогут увидеть, поскольку с 1 декабря «ЗМ» начинает показ лучших постановок по всей стране. В том числе повезет и Питеру: на наших сценах будут представлены как московские, так и местные спектакли больших и малых форм, музыкальные и экспериментальные. Есть шанс ознакомиться со всей палитрой театрального искусства и заодно понять, как «искателям жемчуга» удалось обнаружить в наше время режиссерского кризиса более двадцати «лучших режиссеров». Страна, конечно, большая, и, как говорил чеховский герой: «Вся Россия наш сад!».

Но болеть, наверное, будем за своих: больше половины из списка – петербуржцы. О великих не будем. Кто же сомневается в достоинствах Льва Додина или Анатолия Праудина? А вот младшему поколению придется побороться за место под солнцем «ЗМ». Среди «младших» не только Роман Кочержевский (Театр им. Ленсовета) и Петр Шерешевский (он представит даже два коллектива – Камерный театр В. Малыщицкого и новосибирский «Красный факел»), но также Андрей Калинин (Александринский театр) и Роман Каганович (Театр ненормативной пластики). Все-таки, наверное, пора как-то отделить дебютантов от корифеев – хотя бы распределить по «весовым категориям». Иначе на пьедестале почета так и останется могучая кучка признанных лидеров, которую не одолеть ни режиссерам-передвижникам, ни дебютантам. Жюри выберет одного, а остальным, кроме нашего сочувствия, ничего не достанется. Зачем же искушать и тревожить?

Среди актеров-номинантов конкуренция не менее остра. Эксперты назвали лучшими полсотни актрис и актеров. Глаза разбегаются. Отдать ли предпочтение Елизавете Боярской или Чулпан Хаматовой, Сергею Дрейдену, Игорю Черневичу или Евгению Цыганову, Семену Сытнику или Александру Феклистову?.. Сам с собой будет соревноваться Денис Ганин из «Красного факела» – его выдвинули за роли в двух спектаклях...

Хотя порой, вглядываясь в списки артистов, знакомых и незнакомых, вспоминаешь восточную мудрость: трудно найти черную кошку в темной комнате... Столь же трудно прийти и к общему мнению, когда сравниваешь несравнимое.

Кажется, только в одном виде искусства – театре кукол – есть шанс разобраться. Список невелик, внятен, и петербуржцы в нем доминируют. Даже «Ходжа Насреддин» в столичном Театре наций поставлен небезызвестным и не чужим нам Тимуром Бекмамбетовым и Анной Викторовой (из «Кукольного формата»). А еще есть «Карлсон хаус», Театр сказки, лаборатория Яны Туминой, театр Тантамарески. И хочется наградить всех, поскольку в области анимации мы точно впереди планеты всей...

И все же польза от массового всероссийского соревнования по имени «ЗМ» есть. Представленные на всеобщее обозрение средние и очень средние работы так или иначе сорвут маски с якобы выдающихся, «культовых», как принято выражаться, театральных явлений. Публика вовсе не дура и не станет тратить свое драгоценное здоровье (не говоря уж о деньгах) на фуфло (извините за выражение). А людям талантливым даже золотые маски не повредят.


#спектакль #премия #театр

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 221 (7058) от 25.11.2021 под заголовком «Маски долой».


Комментарии