Увидеть каплю в потоке. Зачем смотреть фильм Виктора Косаковского «Акварель»

На экраны с помощью компании «Иное кино» вышел документальный фильм Виктора Косаковского «Акварель». Главный герой фильма - стихия воды во всех ее проявлениях. Закадрового текста нет.

Увидеть каплю в потоке. Зачем смотреть фильм Виктора Косаковского «Акварель» | Фото: кадр из фильма

Фото: кадр из фильма

Любой фильм этого мастера стоит того, чтобы выбраться в кинотеатр. Наш земляк, чьи первые ленты сделаны на знаменитой тогда Ленинградской студии документальных фильмов, сегодня - человек мира и классик современного кино. Член Европейской и Американской киноакадемий, обладатель множества профессиональных наград, новатор, развивающий киноязык.

«Акварель» он снял, использовав специально созданную камеру, которая снимает 96 кадров в секунду, то есть в четыре раза быстрее, чем обычно. По его словам, эта технология будущего должна создать у зрителя особое восприятие воды, этой текучей субстанции. В потоке дождя можно будет разглядеть отдельные капли. Пока в мире единицы мест, оснащенных проекторами, позволяющими смотреть фильмы в такой технологии. В России их нет, поэтому картина демонстрируется с проекцией 48 кадров в секунду. Но и так «Акварель» производит ошеломляющее впечатление. В конце концов, технология - всего лишь средство. Какова же цель?

Вот это самое интересное. На протяжении многих лет Косаковский создает не просто новые способы съемки, экспериментируя с камерой, но и новый взгляд на мир, на природу, на место человека в ней.

В 2005 году он снял фильм «Свято»: о том, как двухлетний Святослав, его сын, впервые увидел себя в зеркале и был потрясен. Множество эмоций мальчик испытал перед этим волшебным и равнодушным стеклом - смеялся и плакал, пугался, застывал, познавал.

Сам режиссер сегодня похож на этого ребенка, застывшего в изумлении, испуге и восхищении перед гигантским зеркалом природы, одновременно прекрасной и ужасной. Он - из редких художников, чьи чувства восторга и тревоги выражены чисто художественными средствами, а не бесконечной болтовней.

Льды Байкала и айсберги Гренландии, водопад Венесуэлы и мощные штормы неведомого мне океана или моря, ураган в Майами, съемки водных и подводных пейзажей в разных частях света, - все это, словно краски, соединяется в полотно редкой красоты и силы. Косаковский - обладатель удивительных чувства ритма и музыкального вкуса. Уходишь из зала, чувствуя, что плавать по морям, конечно, необходимо, но человек вовсе не является царем природы и повелителем стихий. Перед лицом настоящей мощи он, скорее, напоминает тех оболтусов, которые носятся на автомобилях по живописному льду Байкала, рискуя провалиться под лед.

С этих кадров начинается фильм: сотрудники МЧС вызволяют со дна затонувшие машины. К финалу думающая часть аудитории поймет, что то была метафора. Вот так и человечество азартно и бездумно носится по льду, который только выглядит прочным. «Колян утонул!» - практически единственные слова, которые прозвучали с экрана, едва слышные сквозь последовавшие рев, стук, скрежет, гром и свист симфонии стихий.

Короче, советую посмотреть. И вообще неплохо бы показать в нашем городе ретроспективу фильмов Косаковского, начиная с его дебютного фильма «Лосев» (1989), снятого в последний год жизни философа Алексея Лосева. Показать трагичные и комичные, награжденные многими призами ленты «Беловы», «Тише!», «Среда. 19.07.1961» (несколько десятков кинематографических портретов людей, родившихся в один день с режиссером), «Да здравствуют антиподы!», «Павел и Ляля. Иерусалимский романс»... Все это настоящее кино. А именно настоящего кино зрителю сегодня не хватает.

#документальное кино #новые фильмы #премьера

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 188 (6541) от 08.10.2019 под заголовком «Как в потоке увидеть каплю».


Комментарии